Упражнение 17. Какой подход к стилистической форме речи проявился в приведенном ниже высказывании?

 

Нельзя говорить одинаково на заводском митинге и в казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе или с трибуны  Государственной Думы. Искусство всякого пропагандиста в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой.

 

Упражнение 18. Найдите в приведенных предложениях разговорные номинации и охарактеризуйте их.

Примечание: Поскольку разговорная речь всегда устная, некодифицированная, то знаки препинания, требуемые пунктуационными нормами книжно-письменной литературной речи, в записях не ставятся. Употребляем косые линии для обозначения пауз, а также точку, вопросительный и восклицательный знаки как показатели интонационного оформления конца высказывания.

1.Не видел моя зачетка здесь лежала?

2.В зеленой шапочке это Ваш мальчик?

3.Ты больше любишь в стаканчике или брикеты?

4.У тебя нет во что завернуть?

5.А наша читалка закрыта/ поезжай в иностранку.

6.У Вас духи какие// Франция?

7.А Борисова она в Вахтангове играла?

8.А мы на итальянцев ходили!

9.Лекарство запей тепленьким.

Упражнение 19. Охарактеризуйте стилистическую окраску приведенных конструкций и замените их разговорными.

 

1. Учебник, взятый тобой и не возвращенный до сих пор, мне необходим. (Верни, пожалуйста).

2. Зонтик, забытый Вами в кабинете, передан в регистратуру.

3. Недовыполнение намеченного плана научных работ нашими аспирантами заслуживает порицания.

4. Посадка саженцев яблонь и груш элитных сортов нашими садоводами заслуживает порицания.

5. Разыскиваемые тобой перчатки я видел на шкафу в передней.

 

Упражнение 20.Прочитайте пары однокоренных слов и объясните, какие этические правила должен соблюдать оратор, выбирая одно слово из синонимической пары.

Глава – главарь, занятый – занятой, лагери – лагеря, рабочий – работяга, развитый – развитой, собрание – сборище.

 

Упражнение 21.Прочитайте синонимичные пары слов, объясните особенности их лексического значения и составьте с ними микротексты.

Вояж – поездка, индустрия – промышленность, локальный – местный, симптом - признак, ситуация – обстановка, увертюра – вступление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: