Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации

В современной науке стереотипы рассматриваются как устойчивые, регулярно воспроизводимые в социальной группе представления о каких-либо классах объектов, приписывающие этим объектам определенный набор свойств и за счет этого управляющие восприятием объектов, входящих в соответствующий класс.

Стереотипы широко используются людьми. Наиболее известны этнические стереотипыэто обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности, цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д., черта характера и поведения человека, молчаливость, сдержанность, скупость и т.д.

Стереотипы, несмотря на то, истинные они или ложные, являются фактом любой культуры и влияют на психологию, поведение людей и на межнациональные контакты.

Стоит также перечислить некоторые особенности человеческого восприятия, связанные с первым восприятием, имеющие первостепенное значение в коммуникации, во многом определяющие содержание каузальной атрибуции и, как следствие, стереотипов (Атрибуция — это приписывание воспринимаемому и оцениваемому социальному объекту характеристик, свойств, качеств, которые не представлены непосредственно в актуальной коммуникативной ситуации и не проявились в достаточной мере в предшествующих случаях контакта. Каузальная атрибуция — приписывание объекту тех или иных причин поведения.):

Эффект первого впечатления: фокусирование внимания на первом впечатлении, которое произвел на нас человек, и игнорирование (в большей или меньшей степени) информации, которую мы успели получить о нем после первой встречи.

Эффект края: преимущественное внимание уделяется той информации, которую мы получаем в начале и в конце коммуникации (коммуникативного акта, высказывания и пр.).

 • Эффект первичности: при формировании впечатления о человеке в приоритете находится та информация, которую мы получаем раньше. Вся последующая информация воспринимается через призму уже имеющейся, она как бы вторична по отношению к тому, что мы уже знаем.

Все эти особенности восприятия вместе с каузальной атрибуцией приводят к стереотипизации, т. е. созданию стереотипов. Стереотипизацияважный и нужный для нашего познания механизм.

В ситуации общения действие стереотипа подчиняется общим принципам: стереотип содержит информацию обо всех представителях некоторой этнокультурной группы (например, обо всех французах), и если мы сталкиваемся с конкретным представителем этой группы, не будучи с ним лично знакомы до этого, то в интерпретации его коммуникативного поведения мы с большой долей вероятности будем исходить из той информации, которая была внесена в наше сознание коллективными стереотипными представлениями обо всех членах этой группы.

Выделяют несколько различных путей формирования стереотипов:

1.) В процессе социализации и инкультурации: привычку думать о других народах определённым образом человек получает в процессе освоения культуры, с самого детства.

2.)   Стереотипы формируются в процессе общения со значимыми другими: родственниками, друзьями, учителями, преподавателями и т. д.

3.) Через ограниченные личные контакты, которые дают положительный и отрицательный опыт общения с представителями другой культуры.

4.)   Важную роль в возникновении стереотипов играют СМИ. Большинство людей считают телевидение, прессу и радио авторитетными источниками информации, благодаря чему СМИ формируют представление людей о той или иной культуре.

Стереотипы выполняют определённые функции, которые важны для процесса межкультурной коммуникации: передача относительно достоверной информации, ориентирующая функция, влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на том, что большинство стереотипов основано на наблюдениях за реальной жизнью представителей данной культуры.

Ориентирующая функция заключается в том, что стереотипы помогают человеку легче ориентироваться в незнакомой культуре, т.к. помогают разграничить социальное окружение на более понятные группы.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов человек может чётко разграничить свою и чужую этнические группы.

В процессе межкультурной коммуникации стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков, прогнозировать поведение представителей культуры.

Эффективная стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Стереотип может приносить пользу при коммуникации в следующих случаях:

· если его сознательно придерживаются, в этом случае стереотип отражает групповые нормы, ценности, признаки, а не взгляды отдельно взятого представителя данной культурной группы;

· если стереотип является описательным, т.е. отражает реальные и объективные качества, если стереотип точен, т.е., адекватно выражает признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

· если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней, т. к, первое впечатление о группе не всегда отражает действительность;

· если стереотип основан на опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Существует ряд причин, из-за которых стереотипы могут стать помехой в межкультурной коммуникации:

· стереотипы мешают выявить индивидуальные особенности людей;

· стереотипы повторяют и усиливают ошибочные представления, до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;

· стереотипы часто основаны на полуправде и искажениях, поэтому дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

Вывод: Таким образом, этнические стереотипы – это обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

Общим принципом, которому подчиняются стереотипы является перенос информации о конкретной этнокультурной группе на каждого ее представителя.

Важным моментом является то, что в процессе межкультурной коммуникации стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков, прогнозировать поведение представителей культуры.

Функции стереотипов:

· Функция передачи относительно достоверной информации;

· Ориентирующая функция;

· Функция влияния на создание реальности.

Главной причиной возникновения стереотипов является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема информации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: