Исследователи межкультурной коммуникации считают, что необходима целенаправленная подготовка человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. По мнению одного из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннета, нужно развивать у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Исследователь создал модель освоения чужой культуры, в которой акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий – межкультурной чуткости.
Так как все трудности происходят из-за непонимания и неприятия межкультурных различий, людям важно осознать различия между собой. Осознание культурных различий, по мнению Беннета, проходит в несколько этапов. Первоначально само существование различий обычно не осознается человеком. Затем другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир. В этот момент, когда межкультурная чуткость начинает возрастать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры. В дальнейшем чуткость возрастает, т. к. признается существование нескольких точек зрения на мир. В итоге происходит формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.
|
|
Этапы освоения чужой культуры, по Беннету, делятся на две группы: этноцентристские и этнорелятивистские.
Согласно модели М. Беннета, человек проходит шесть этапов личностного роста:
• три этноцентристских этапа (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий);
• три этнорелятивистских этапа (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).