Проблемы и перспективы мер поощрения сотрудников ОВД

Начиная с 2012 г. была существенно увеличена заработная плата полиции, и теперь она составляет в среднем по России около 30 тысяч рублей. Этот фактор — рост заработной платы — повлиял на снижение текучести кадров, поэтому профессионализм сотрудников ОВД естественно растет. Улучшаются результаты оперативной деятельности. За минувшие месяцы 2012 г. снизилось количество преступлений (в январе — октябре 2012 г. зарегистрировано 1953,1 тыс. преступлений, или на 4,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого. В тоже время увеличилось количество обращений в ОВД (в январе — октябре 2012 г. органами внутренних дел рассмотрено 21,83 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 6,5% больше, чем за десять месяцев 2011 г. Это говорит о доверии людей к полиции.

О размере заработной платы полицейских не прекращаются дебаты Сергеев В. Российские полицейские начали получать новые зарплаты. Однако факт налицо: если раньше в органах внутренних дел было работать не престижно, то сейчас положение в корне изменилось: на работу в полицию стремятся многие. Это произошло после того, как решили увеличить зарплаты и надбавки полицейским в 2012 г.

Причем нет никакой «уравниловки»: так, согласно Постановления Правительства РФ от 08.12.2011 № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» минимальная надбавка полицейским в 2012 г. составляет 20% от их должностного оклада, а максимальная — 100%. Причем максимальный размер надбавки полицейским в 2012 г. получают только отдельные категории работников органов внутренних дел. С начала 2012 г. больше своих коллег зарабатывают полицейские, несущие службу в центрах специального назначения и реагирования, отрядах особого назначения и спецназначения. Справедливые надбавки получили также полицейские авиаподразделения МВД России, проходящие службу на Байконуре. Сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на объектах хранения и уничтожения химического оружия положена надбавка в размере 100% от оклада. Высокую надбавку в размере 80% получают сотрудники центрального аппарата МВД.

Надбавка полицейским в 2012 г. в пределах 40% от оклада положена следующим сотрудникам МВД России: участковым полицейским; сотрудникам подразделения по делам несовершеннолетних; сотрудникам уголовного розыска; сотрудникам криминалистических подразделений; сотрудникам собственной безопасности; следователям и дознавателям; сотрудникам строевых подразделений; сотрудникам конвойного подразделения; сотрудникам ДПС и ППС; сотрудникам кинологического подразделения. Как видим, перечень сотрудников полиции, которые получают надбавку в 40% в 2012 г., велик. Сотрудники кавалерийских подразделений получают немногим меньше, их надбавка — 30% от оклада. В размере 20% надбавка полицейским в 2012 г. выплачивается сотрудникам временного содержания несовершеннолетних, а также полицейским, проходящим службу в изоляторах временного содержания для взрослых, во вневедомственной охране и в разрешительно-лицензионных подразделениях. Полицейским, чья работа заключается в сопровождении пассажирских поездов, назначена надбавка в размере 20%. Сотрудникам московской и подмосковной полиции положена надбавка в размере 65% за работу в сложных условиях, поскольку в Москве и Московской области сложная криминогенная обстановка.

Надбавка полицейским в 2012 г. выплачивается одновременно с зарплатой. В целом, на надбавки полицейским заложена большая сумма в бюджете расходов и касается она практически всех сотрудников МВД России. Причем если сотрудник имеет одновременно несколько оснований на получение надбавки, то они суммируются. Так, например, если полицейскому положена надбавка в размере 40% за работу в уголовном розыске, а также его работа связана с применением иностранного языка, то, в общем, он получает 60% от оклада. Единственное ограничение — сумма всех надбавок не может превышать максимальный размер.

Существует алгоритм расчета заработной платы сотрудников ОВД. Посчитаем реальную заработанную плату лейтенанта полиции, например, в Волгограде после 1 января 2012 г.: Оклад. 15 разряд — 15 000 руб. (это оклад инспектора, специалиста, дежурного; а старшего инспектора, специалиста, дежурного рассчитывается по 17 разряду, т. е. 15 500 руб.), каждый последующий + 250 руб. Оклад сержантского состава рассчитывается по 10-ому разряду — 12 500 руб. Звание. Лейтенант полиции — 10 000 руб., каждое последующее звание + 500 руб. Сержантский состав — рядовой полиции 7000 руб., каждое последующее + 250 руб. Классность. Считается от оклада. Специалист 1-ой категории 10%. Специалист второй категории 20%. Специалист наставник 30%. «Секретка». Считается от оклада. Форма № 3 — 10%, форма № 2 — 20%, форма № 1 — 30%. Сложность. Считается от оклада. Для строевых подразделений ППС, ДПС, ОВО, ИВС составляет 20%. Выслуга. Считается от оклада + звание. До 5 лет — 10%, от 5 до 10 лет — 15%, более 10 лет — 20%. ЕДП (Единовременное денежное вознаграждение) — квартальная премия, при условии, что она будет ежемесячной. Считается от оклада + звание. Составляет 25%.

Таким образом, лейтенант полиции в 2012 г., в среднем, получает: 15 000 (оклад) + 10 000 (звание) + 15 000*0 (классности нет) + 15 000*0 («секретки» нет) + 15 000*0.2 (сложность) + (25 000)*0.15 (выслуга) + (25 000)*0.25 (ЕДП) = 25 000 + 3000 + 3750 + 6250 = 38 000 руб. Эта сумма подлежит налогообложению: из нее необходимо вычесть 13% подоходного налога. Итого заработанная плата лейтенанта полиции составит 33 тысячи 60 руб.

Как видим, мотивация сотрудников ОВД к качественной работе в настоящее время более чем достаточная. Однако остаются еще и проблемы. Так, в ходе реформы МВД России и изменения оплаты труда полицейских был сокращен разрыв между зарплатой рядовых сотрудников органов внутренних дел и следователей практически до минимума. Это вызвало немало нареканий со стороны опытных специалистов следствия, ведь их служба сложнее и напряженнее и должна соответственно оплачиваться. С 1 января 2013 г. будет существенно увеличена зарплата следователей; как ожидается, ее повысят примерно на 30−50%.

Также, начиная с 2013 г., всем сотрудникам полиции, которые прослужили не менее 10 лет, будут предоставляться выплаты для покупки жилья. Планируется также в ближайшее время разработать в МВД России специальную льготную накопительную систему для покупки жилья, аналогичную существующей в Министерстве обороны, каждый год ее модернизируя.

Немаловажным также является то, что в ближайшее время планируется внести поправки в ФЗ «О полиции», благодаря которым регионы смогут самостоятельно доплачивать сотрудникам органов внутренних дел и, тем самым, существенно увеличить зарплату полицейских[10].

В целях совершенствования оплаты труда работников органов внутренних дел, участвующих во внебюджетной деятельности, МВД России необходимо принять нормативный правовой акт, регламентирующий внебюджетную деятельность органов внутренних дел и, соответственно, порядок оплаты труда участвующих в ней работников, в том числе и тех, которые состоят на должностях, оплачиваемых из бюджета.

Решение социальных задач, возложенных на МВД России, во многом зависит от бюджетного обеспечения органов внутренних дел. Социальную направленность бюджетных назначений МВД России можно рассматривать в двух аспектах:

1) бюджетные назначения МВД России, направленные на обеспечение социальных потребностей личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, членов их семей, а также пенсионеров МВД России (внутренние социальные расходы бюджета МВД России);

2) бюджетные расходы МВД России, направленные на стабилизацию социального климата в стране (внешние социальные расходы бюджета МВД России).

На сегодняшний день наибольшее внимание уделяется внутренним социальным расходам бюджета МВД России; во многом это связано с необходимостью возрождения статуса «человека в погонах».

Можно сформулировать основные направления развития материального стимулирования служебной деятельности сотрудников ОВД:

1) поэтапное повышение денежного довольствия;

2) увеличение субвенций регионам на повышение денежного довольствия сотрудникам полиции;

3) выплата единовременной доплаты к пенсиям пенсионерам МВД России;

4) увеличение размера пенсий пенсионерам МВД России;

5) наведение порядка в решении жилищного вопроса;

6) разработка и издание нормативного акта, регулирующего формирование накопительной системы в рамках ипотечных программ обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

7) укрепление ведомственной медицины, повышение ее эффективности путем совмещения подходов, которые существуют в ведомственной медицине, с программами, которые проходят в рамках национальных проектов;

8) решение проблем образовательных учреждений МВД России за счет национальных проектов, направленных на финансирование системы высшего образования, а также путем предоставления грантов;

9) проведение дифференциации командировочных выплат;

10) разработка и издание нормативного акта о компенсационных выплатах для детей сотрудников, которые погибли не только на Северном Кавказе, но и в других регионах.

Также следует отметить, что в некоторых подразделениях МВД России установлено программное обеспечение для расчета заработной платы, которое рассчитывает премию только от должностного оклада. Однако Приказ МВД России от 19.11.2011 № 1257 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», предписывает рассчитывать полицейские премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за год именно исходя из оклада денежного содержания, которое состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию. Такие досадные огрехи в программном обеспечении должны быть исправлены.

Много нареканий у сотрудников вызывает уравнительное распределение премий. Это понятно: вклад каждого из них в общий результат не одинаков. И на практике, и в научных источниках многие обосновывают необходимость дифференцированного подхода к премированию Демидов А. Актуальные проблемы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации. Однако, когда такой подход начинают применять, недовольных становится еще больше, возникают конфликты. Причина этого кроется в том, что очень трудно объективно определить долю вклада каждого сотрудника в общий результат. И это касается не только деятельности органов внутренних дел, но и других сфер. Как правило, при попытке дифференцированно подходить к определению величины премии переоценивают деятельность тех, кто работает в основных службах, кто всегда на виду, ведет общественную работу и т. д., и, наоборот, недооценивают деятельность сотрудников вспомогательных служб, выполняющих подчас трудоёмкие, но не видимые многими трудовые операции.

Конечно, можно разработать Положение о премировании, где учитывались бы все важнейшие компоненты оперативно-служебной деятельности сотрудников и их профессиональной значимости для подразделения, но, чтобы такое Положение «работало», необходимо ежедневно собирать достаточно большой объем информации о деятельности каждого сотрудника, что требует привлечения к этой работе дополнительных специалистов. Если этого сделать нельзя, то лучше придерживаться уравнительного подхода к премированию.

Кроме того, формы поощрения не должны быть однообразными. Чем шире арсенал поощрений, применяемых к одному и тому же сотруднику, тем ценнее они будут для него. Так, анализ практики стимулирования показывает, что наибольший эффект производит первая премия Луговик С. В. Проблемы оплаты труда работников органов внутренних дел. В дальнейшем поощрение одного и того же вида в какой-то степени обесценивается, как бы «девальвируется». Этого можно избежать путем расширения спектра стимулов.

Очень осторожно надо подходить к поощрению сотрудников, добившихся успехов в спорте, художественной самодеятельности, общественной работе, но не проявляющих активности в осуществлении своих прямых обязанностей или даже не выполняющих их. Нельзя поощрять за хорошую работу и соблюдение сотрудниками ОВД дисциплины. И то, и другое — их долг. Поощрять можно за хорошо выполненную работу в неблагоприятных условиях, творческое отношение к ней, выразившееся в рационализации своих действий, за высокую сознательную дисциплину, способствующую выполнению задания в указанный срок.

Не является решенной до сих пор и следующая проблема. Не стимулирует сотрудников ОВД неопределенность в вопросе о приоритетах при установлении целей их деятельности, когда официально приоритетом объявляется обеспечение прав и свобод граждан, а фактически таковыми являются исключительно борьба с преступлениями, их раскрытие. В таких условиях проводимая профилактическая работа почти не учитывается, поэтому ее стараются и не осуществлять.

Итак, сотрудники ОВД должны чувствовать себя социально защищенными, а не теми государственными служащими, которых финансируют по остаточному принципу. Поэтому важнейший приоритет — повышение уровня социальной защищенности личного состава, органов внутренних дел.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система мер поощрения — совокупность экономических форм и методов побуждения людей, основанных на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, в получении дополнительного денежного вознаграждения, вещественных побудителей (подарков), других стимулов.

В настоящее время труд работников органов внутренних дел, в том числе материальное стимулирование их труда, регулируется большим количеством нормативных правовых актов разного уровня и различной отраслевой принадлежности. Исследование показало, что существующая в этой части новейшая правовая база характеризуется достаточной системностью, регламентацией всех важнейших аспектов трудовых отношений сотрудников ОВД.

При осуществлении материального стимулирования служебной деятельности сотрудников ОВД следует учитывать:

— необходимо иметь объективное представление о потребностях каждого сотрудника, чтобы учитывать их при использовании конкретных форм индивидуального стимулирования;

— при применении материального стимулирования следует учитывать не только потребности сотрудников, но и «пороги» их чувствительности к материальным стимулам;

— стимулы, отложенные на долгий срок, теряют свою действенность, поэтому они должны следовать сразу же за результатом;

— эффект от действия каждого стимула снижается по истечении времени, поэтому не следует рассчитывать на отдаленные положительные его последствия;

— следует применять разнообразные формы стимулирования, исходя из ситуации, характера решаемых задач и потребностей сотрудников;

— применяя как положительные, так и отрицательные стимулы, вместе с тем необходимо отдавать приоритет положительным как более эффективным;

— каждый стимул должен быть адресным, т. е. либо нацеливать на конкретный результат, либо быть его следствием;

— стимулирование должно обеспечить объединение, а не разъединение, разобщение работников, их сотрудничество, а не конфликты;

— необходимо стимулировать не только достижение поставленных целей, высоких результатов, но и проявление необходимых для службы в органах внутренних дел качеств: мужества, честности, чувства локтя и др.;

— следует стимулировать повышение общеобразовательного, культурного и профессионального уровня сотрудников;

— стимулирование должно быть гласным;

— при стимулировании необходимо учитывать этапы жизненного цикла сотрудников;

— процентные надбавки к должностным окладам сотрудников следует начислять с учетом результатов их деятельности и отношения к выполняемым обязанностям;

— должна периодически оцениваться эффективность используемых форм и методов стимулирования, чтобы в случае «девальвации» некоторых из них можно было усилить их действенность.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: