Плавание в Древние века

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, являлись источниками добывания пиши, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда. В одной из первых книг по плаванию Т. Мельхесидек 1808 г отмечает «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью естественно свойственной человеку, а как настоящим искусством, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества». О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин сообщает с гордостью, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном 3400 лет до н.э. дана характеристика движений пловца, плывущего брассом (рис. 2.2).

Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры.Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатого сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами (рис. 2.3). Плавание  использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 году до н. э., повествует о том, что египетские войска потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. Один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.

Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девуш­ки, держащей в вытянутых руках чашу - цветок лотоса.

Другой ведущей страной Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, рисующих применение плавания в мирной и военной обстановке (рис. 2.4).

Наивысшее развитие плавание получило в Древней Греции, часть населения которой проживала на берегах и островах теплого Эгейского моря. Такое географическое расположение страны способствовало развитию мореплавания и создавало широкие возможности для применения его в хозяйственной и военной деятельности.

Среди физических упражнений и прикладных навыков, популярных в Древней Греции, плавание занимало одно из первых мест. Так, П.Ф. Лесгафт указывал, что «купанию подвергались занимающиеся как до упражнений, так и после». Оно принадлежало к самым распространенным гигиеническим мерам в Греции и называлось «приготовлением к обеду».

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества, наряду с чтением и письмом, обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать», применялось для характеристики некультурного человека. О развитии плавания свидетельствует и греческий героический эпос, мифы и сказания. Так, гомеровский Одиссей, когда его плот был разбит волнами, оседлал одно из бревен и «так он два дня и две ночи носим был повсюду шумящим морем и гибель не раз неизбежной казалась», а когда море успокоилось, и он увидел берег и  поплыл быстрей, «он ступить торопился на твердую землю» и благополучно вышел из воды. Из Древней Греции дошла до нас легенда о Леандре, переплывавшем каждую ночь Геллеспонт к своей возлюбленной Геро и погибшем в бурную ночь во время шторма.

Греческий историк Геродот описывает состязания по плаванию на Истмийских играх, посвященные Посейдону. Геродот также рассказывает о замечательном пловце древности Сцилиасе, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 г. до н.э. Сцилиас и его дочь подплыли ночью к вражеским кораблям и перерезали якорные канаты. Погода была штормовая, и многие корабли персов были выброшены на прибрежные рифы. Сцилиас и его дочь проплыли 15 км. За это греки поставили Сцилиасу статую в Дельфах и запечатлели его подвиг в стихах и картинах.

В Греческих гимназиях, служивших воспитанию юношества, строили  бассейны  для занятий плаванием. В Древней Греции плаванием также занимались и девушки, что видно из сохранившегося изображения женской купальни на вазе.

В Древнем Риме плавание применялось как средство закаливания, как военный и прикладной навык. Военно-тренировочные занятия взрослых римлян в возрасте от 17 до 47 лет включали в себя плавание, как без одежды, так и в полном вооружении. Сохранились данные, что каждый воин должен был в совершенстве владеть искусством плавания. Известно также, что знаменитый римский полководец Юлий Цезарь (середина I века до н. э.) в совершенстве владел искусством плавания в доспехах и поощрял этот навык среди солдат, применяя его в своих учебных и военных операциях. Он устраивал грандиозные учебные сражения «Наумахии», в которых воины должны были продемонстрировать умение передвигаться в воде, нырять, сражаться в воде, вести абордажные схватки, атаковать корабли, переправляться вплавь в полном вооружении. Во время воины с галлами в 381-382 гг. н.э. римляне осуществляли связь осажденных городов с союзниками при помощи легионеров - пловцов.

Плавание вошло в быт всех слоев населения Римской империи. Поэт Овидий отмечает, что внук императора Августа обучался плаванию у слуг своего деда. Без сомнения и женщины Рима хорошо умели плавать. Примером служит известный рассказ о матери Нерона, Агриппине, бежавшей вплавь с корабля от преследований своего сына.

В период Римской империи среди общественных сооружений огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по их склонностям, отдыхали и развлекались.

К началу расцвета Римской империи в Риме было 170 терм, государственных и частных. К IV веку нашей эры их насчитывалось уже около тысячи. Особенно выделялись колосса­льные императорские термы. Термы Траяна, возможно построенные императором Аполлодором (110 г. н.э.), представляли собой большой плавательный бассейн, окружённый по периметру многочисленными помещениями для библиотеки, залов для бесед и отдыха, глубокими бассейнами (рис. 2.5). В зале отдыха имелись беговые дорожки, цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоёв римского населения. Наибольшим размахом и пышностью отличались термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов в начале III века н.э. Термы Каракаллы с бассейном 450х450 м также включали в себя зрительные места для наблюдения за гимнастическими играми, библиотеки, парковые пространства. Апогеем архитектурного искусства было строительство терм Диоклетиана, начатое в 306 г. н.э.

Плавание и купание настолько глубоко проникло в быт римских патрициев, что они использовали его как средство врачевания. Известно утверждение римского писателя Плиния о том, что «римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию». Будучи любителями различных зрелищ, римляне часто устраивали в специально затапливаемых водой цирках «морские сражения», во время которых бой гладиаторов заканчивался смертельными схватками в воде. Говоря о развитии плавания в Риме, следует сказать, что искусством плавания в этот период владели и другие народы. Жители Европы (славяне, галлы, франки и др.) успешно развивали и применяли его в прикладных и военных целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: