Реализация принципов обучения при занятиях плаванием

Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основными принципами физического воспитания:

· принцип воспитывающего обучения;

· принцип всестороннего развития;

· принцип оздоровительной направленности;

· принцип прикладной направленности.

Принцип воспитывающего обучения. Процесс воспитывающего обучения происходит под руководством педагога, чья роль во многом определяет формирование личности занимающегося. Помимо высокой профессиональной подготовленности, педагог должен обладать качествами передового человека, быть всесторонне развитым, культурным, служить примером честного отношения к делу, быть дисциплинированным, аккуратным, объективным, последовательным в своих требованиях и поступках.

Принцип всестороннего развития. Процессобучение плаванию является частью процесса воспитания, тесно связанного с другими сторонами, такими как умственное, нравственное, эстетическое. Этот принцип ориентирует преподавателя на формирование всесторонне развитой личности, предостерегая от увлечения только физкультурно-спортивной подготовкой в ущерб интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Принцип оздоровительной направленности. Задача укрепления здоровья людей является основной на занятиях по плаванию различной направленности во всех группа. Гигиенические факторы и закаливающее влияние солнца, воздуха и воды при занятиях плаванием в естественных водоемах увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Принцип прикладной направленности. В программах обучения плаванию предусматривается помимо освоения жизненно необходимого для человека навыка плавания, изучение элементов прикладного плавания (умение применять спасательные средства, владеть приемами оказания первой помощи попавшему в беду на воде, приемам реанимации и т.д.).

Обучение в плавании осуществляется в соответствии с дидактическими принципами: принцип сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, индивидуализации и принципа связи теории с практикой.

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности - важнейший в обучении. Он выражается в сознательном отношении занимающихся к процессу обучения, в сознательном восприятии изучаемого и в осознанном применении приобретенных знаний, умений и навыков. Такое отношение к процессу обучения является основной предпосылкой для активной деятельности занимающихся.

Воспитание сознательного и активного отношения занимающихся к процессу обучения во многом зависит от самого преподавателя, от того, насколько интересно и увлекательно он преподносит занимающимся учебный материал, насколько доходчиво и теоретически грамотно объясняет им основные положения и детали изучаемого.

В процессе обучения плаванию необходимо заинтересовать занимающихся, чтобы они тщательно изучали и осваивали спортивную технику. Для этого им необходимо объяснять цель, содержание и назначение каждого упражнения. На занятиях следует предоставлять занимающимся больше самостоятельности в выполнении отдельных заданий, всемерно поощрять их активность и инициативу.

Эффективность обучения плаванию во многом определяется сознательным и активным отношением обучаемых к занятиям. Степень сознательности зависит от возрастных возможностей, особенностей восприятия и мышления. Поэтому воспитание сознательности и активности, целеустремленности идет через постановку конкретных целей на разных этапах обучения.

Принцип сознательности требует осмысленного отношения занимающихся к изучаемому материалу. Необходимо рассказать о выполняемом движении, почему его так надо выполнять, дать задание по определению ошибок и их устранению

Активность на занятиях по плаванию проявляется тогда, когда уроки интересны. Это возможно при условии многообразия применяемых средств (варианты упражнений, игры, прыжки, ныряния), методов и форм организации занятий.

Принцип наглядности

Принцип наглядности позволяет занимающимся создать правильное представление об изучаемой технике спортивного плавания с помощью демонстрации способов плавания, стартов и поворотов, показа отдельных элементов техники, специальных и вспомогательных упражнений (демонстрирует преподаватель или один из наиболее подготовленных занимающихся). Кроме того, могут применяться наглядные пособия. Показ, сопровождается соответствующими объяснениями и предшествует непосредственно изучению учебного материала. Показ и объяснение должны помочь занимающимся увидеть и понять основное в технике изучаемого упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: