В конце 19 – начале 20 века активно развивается теория и методика библиографической деятельности. Появляются крупные работы видных отечественных библиотековедов и библиографов.
Во многом этому способствовала деятельность:
· Русского библиографического общества,
· Русского библиологического общества.
Разработкой теоретических проблем библиографии занимались многие выдающиеся библиографы, в том числе:
· А.М. Ловягин,
· К.Н. Дерунов,
· Н.М. Лисовский.
Так, Александр Михайлович Ловягин разрабатывал вопросы теории и практики особой дисциплины, которую он называл «библиологией».
Эквивалентом библиологии он считал библиографию.
Эта идея нашла отражение в его работах:
· «О содержании библиологии или библиографии»,
· «О труде библиографа и библиолога».
В своей первой работе «О содержании библиологии или библиографии», опубликованной в 1901 году, А.М. Ловягин рассматривал библиологию как комплексную дисциплину, куда водят:
· Библиотековедение,
· Архивоведение,
· История книгоиздания,
· История и организация книжной торговли,
· Практическая библиография,
· История литературы.
В последней работе «О труде библиографа и библиолога», опубликованной в 1914 году, А.М. Ловягин разделили понятия «библиография» и «библиология», рассматривал библиографию как часть библиологии.
Он писал, что:
· библиология – это уровень синтеза и обобщения материала.
· библиография – это уровень анализа документов, то есть их выявление, отбор.
В 20-е годы Ловягин отказался от термина «библиология» и стал использовать термин «книговедение».
К.Н. Дерунов в работе «Жизненные задачи библиографии. Итоги и уроки прошлого русской библиографии за 200 лет» впервые обосновал тезис, что библиографические пособия создаются в ответ на потребности общества.
Большой вклад в разработку теоретических проблем библиографии внес Н.М. Лисовский, который считается основоположником русского книговедения. Он разрабатывал, так называемое, «книговедческое» направление в библиографии. Считал, что библиография – это составная часть книговедения.
Лисовский Н.М. рассматривал книговедение как энциклопедическую социальную, комплексную дисциплину, которая включает в себя:
· книгопроизводство,
· книгораспространение,
· книгоописание (библиографию),
· правовые положения печати и ее статистики.
Задачи библиографии он видел:
· в составлении каталогов,
· в составлении научно-вспомогательных БП,
· в обслуживании нужд книжной торговли и библиотек,
· в создании рекомендательных пособий.
При этом он выделял следующие виды библиографии:
· научная библиография,
· практическая библиография,
· критическая библиография.
Впоследствии Лисовский изменил свое мнение и стал рассматривать библиографию как самостоятельную дисциплину, а не часть книговедения.
Вопросы методики библиографической деятельности нашли отражение в работах А.Д. Торопова, Б.С. Боднарского, Н.А. Рубакина.
Андрей Дмитриевич Торопов в работе «Опыт руководства к подробному описанию книг» (1901) сформулировал принципы книгоописания.
По-существу это была первая в России инструкция по библиографическому описанию.
Николай Александрович Рубакин свои взгляды на методику составления рекомендательных библиографических пособий изложил в 1-м томе 1-го издания указателя «Среди книг» (1906).
Богдан Степанович Боднарский разработал и опубликовал схему классификации библиографических пособий на основе десятичной классификации Дьюи. Правда, эта схема не получила широкого признания.
В начале 20 века начинаться преподавание библиографии в учебных заведениях;
· В 1906 г. В Петербургском университете занятия по библиографии вел профессор Эдуард Александрович Вольтер.
· В 1907 году лекции по библиографии в Московском археологическом институте начал читать С.К. Кузнецов.
· С 1913 года лекции по книговедению и библиографии в Петербургском, а с 1916 Московском университетах и читал Н.М. Лисовский.
· В 1913 году в Москве открылись годичные курсы библиотекарей при народном университете Шанявского.
Таким образом, с 60-х годов 19 века до 20-х годов 20 века крупными достижениями в области библиографии явились:
· Реформа государственной библиографии;
· Интенсивное развитие научно-вспомогательной, рекомендательной, краеведческой, отраслевой библиографии, биобиблиографии;
· Создание репертуаров периодических изданий;
· Возникновение профессиональных организаций библиотекарей и библиографов;
· Активная разработка вопросов теории и методики библиографической деятельности;
· Начинается профессиональная подготовка библиотекарей.
Тема 5. Библиография России. 1917 – 1992 гг.
Третий этап в истории отечественной библиографии охватывает временной отрезок с 20-х годов до начала 90-х годов 20века, то есть 75 лет. Это история библиографии советского времени.
На этом этапе можно выделить 3 периода:
· 1917 – 1940 гг.,
· 1941 – 1945 гг.
· 1946 – 1992 гг.
В эти годы было сделано многое.
Самое главное то, что вся библиографическая работа носила государственный характер, что благотворно сказалось на развитии библиографии.
Библиография России в 1917 – 1940 гг.
С первых лет своего существования советская власть уделяла достаточно много внимания развитию библиотечного дела и библиографии.
Не последнюю роль в этом сыграл интерес В.И. Ленина к вопросам создания и распространения информации, его понимание важности библиографической работы.
В первые годы советской власти был принят ряд законодательных актов, которые способствовали налаживанию библиотечного дела и библиографии в России, о чем пойдет речь ниже.
Рассмотрим: как шло развитие основных видов библиографии в период с 1917 по 1940 гг.