A) ртути дихлорид
B) дикаин
C) серебра нитрат
D) промедол
E) фенобарбитал
2. К группе ядовитых лекарственных средств относится
A) атропина сульфат
B) натрия бромид
C) антипирин
D) ментол
E) натрия тетроборат
3. К группе наркотических лекарственных средств относится
A) промедол
B) сулема
C) дикаин
D) клофелин
E) циклодол
4. В аптеке (материальной комнате) должен находиться ……… запас ядовитых и
наркотических веществ
A) месячный
B) 5-ти дневный
C) 10-ти дневный
D) 3-х дневный
E) годовой
5. Лекарственные формы, содержащие ядовитые и наркотические вещества до отпуска
пациентам хранятся в
A) отдельном запирающемся шкафу
B) ассистентской комнате на вертушке
C) кабинете зав. аптекой
D) материальной комнате
E) кабинете у провизора-аналитика
6. Особо ядовитые средства хранятся
A) во внутреннем запирающемся отделении сейфа
|
|
B) в сейфах
C) в отдельных шкафах
D) в материальных шкафах
E) на вертушках
7. Штанглас, в котором хранится ядовитое лекарственное вещество оформляется
надписью
A) белого цвета на черном фоне с указанием ВРД и ВСД
B) белого цвета на черном фоне
C) черного цвета на белом фоне
D) красного цвета на белом фоне
E) черного цвета на белом фоне с указанием ВРД и ВСД
8. Лекарственная форма, содержащая ядовитое или наркотическое вещество оформляется
дополнительной этикеткой
A) "обращаться с осторожностью"
B) "яд"
C) "хранить в прохладном месте"
D) "перед употреблением взбалтывать"
E) "хранить в темном месте"
9. Ядовитое и наркотическое вещество в ассистентской комнате отпускает
A) фармацевт-технолог
B) ассистент-фармацевт
C) фасовщик
D) фармацевт
E) заведующий аптекой
Тема4: Концентрированные растворы для бюреточной установки, условия их приготовления и контроль качества.
2. Цель: Научиться готовить концентрированные растворы для бюреточной системы и оценивать их качество на основании теоретических положении, свойства лекарственных веществ и в соответствии с требованиями нормативной документации.
Задачи обучения
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- правила асептики и санитарного режима для обеспечения асептических условий изготовления концентрированных растворов;
- требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и учету концентрированных растворов в аптеке;
|
|
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- рассчитывать количества воды и лекарственных веществ для приготовления концентрированных растворов;
- выбрать и обосновать оптимальную технологию с учетом способа изготовления концентрированного раствора в мерной посуде, с использованием КУО лекарственного вещества или плотности раствора;
- готовить концентрированные растворы с последовательным выполнением основных технологических операций: отмеривание, отвешивание, растворение, анализ, фильтрация;
- проводить проверку на отсутствие механических включений;
- оценивать качество концентрированных растворов при необходимости исправлять их концентрацию;
- упаковывать, укупоривать, оформлять концентрированные растворы;
- проводить учет концентрированных растворов и обеспечивать необходимые условия их хранения.
Основные вопросы темы
1. Латинская терминология по теме занятия.
2. Растворение как диффузионно-кинетический процесс. Пути его динамизации.
3. Способы выражения концентрации.
4. Окислительно-восстановительные реакции. Их типы и направления. Пути предотвращения окисления.
5. Фильтрования, фильтрующие материалы.
6. Концентрированные растворы. Определение. Характеристика. Преимущества использования концентрированных растворов.
7. Условия и особенности технологии концентрированных растворов. соблюдение требований приказа МЗ РК № 636 от 13.08.2010 г.
8. Разбавление и укрепление концентрированных растворов. отклонения допустимые в концентрации при их изготовлении.
9. Условия и сроки хранения концентрированных растворов для бюреточной установки.
К началу практического занятия студент должен:
Законспектировать и изучить приказы МЗ РК:
- № 636 от 18.08.2010 г. «Об утверждении инструкции по приготовлению в аптеках жидких лекарственных форм», разделы 6, 9, приложения № 3, 4, 10;
- повторить технологию водных растворов лекарственных веществ.
Задание 1. Выписать в дневнике, произвести расчет количеств лекарственного вещества и растворителя всеми возможными способами следующие прописи:
1. р-р натрия гидрокарбонат 5 % - 50 мл
р-р глюкозы 40 % - 50 мл
2. р-р натрия бензоата 10 % - 50 мл
р-р натрия салицилата 20 % - 30 мл
3. р-р калия иодид 20 % - 30 мл
р-р натрия бензоата 10 % - 50 мл
4. р-р калия бромида 20 % - 50 мл
р-р кислоты аскорбиновой 5 % - 30 мл
5. р-р натрия гидрокарбоната 5 % - 50 мл
р-р гексаметиленатетрамина 20 % - 40 мл
6. р-р кислоты борной 4 % - 50 мл
р-р гексаметиленатетрамина 40 % - 50 мл
7. р-р аммония хлорида 20 % - 40 мл
р-р сульфата магния 10 % - 50 мл
8. р-р кальция хлорида 50 % - 50 мл
р-р глюкозы 10 % - 50 мл
9. р-р кофеина-бензоата натрия 10 % - 50 мл
р-р натрия бромида 20 % - 40 мл
10. р-р кислоты борной 4 % - 50 мл
р-р аммония хлорида 20 % - 40 мл
11. р-р натрия гидрокарбоната 5 % - 30 мл
р-р глюкозы 40 % - 50 мл
12. р-р калия иодида 20 % - 50 мл
р-р кислоты аскорбиновой 5 % - 50 мл
13. р-р глюкозы 50 % - 50 мл
р-р кофеина-бензоата натрия 10 % - 50 мл
14. р-р гексаметилентетрамина 40 % - 40 мл
р-р натрия гидрокарбоната 5 % - 40 мл
15. р-р натрия хлрида 10% - 50 мл
р-р глюкозы 20 % - 50 мл
16. р-р сульфата магния 20 % - 50 мл
р-р натрия гидрокарбоната 5 % - 50 мл
|
|
Задание 2. Приготовить согласно заданию концентрированные растворы, оценить качество и оформить их.
Задание № 3. В дневнике произвести оценку качества, приготовленных концентрированных растворов и дневник сдать преподавателю.
5. Методы обучения и преподавания: лабораторная работа, решение задач.
6. Литература: 1-20 (из силлабуса по ТЛФ)