Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы.
Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К.Толстого). В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С одной стороны, это Некрасов и поэты его школы. Это «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов). Представители этого направления обращались к насущным общественно-политическим проблемам. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями. Характерными для них были быстрота отклика на актуальные явления действительности, обличительные тенденции, активное участие в литературной борьбе эпохи, широкое использование сатирических жанров. В особенности это относится к поэзии В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, сотрудничавших в сатирическом журнале «Искра», к стихам Добролюбова, которые он печатал в «Свистке» — сатирическом приложении к «Современнику». К некрасовской школе по справедливости нужно отнести и И. С. Никитина, посвятившего свое творчество изображению народной жизни.
|
|
Одновременно существовало в поэзии и другое направление, ориентировавшееся на теорию «искусство для искусства». «Чистая поэзия» была призвана воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили А. Фета, А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Я.Полонского, А.Григорьева, Л. А. Мея, отчасти Ф. И. Тютчева. Поэты «чистого искусства» уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях. Все это вызывало у демократического читателя, который на крутом переломе истории желал найти в литературе прямые отклики на волновавшие его вопросы, активное неприятие.
Существует большое количество фактов, свидетельствующих о непримиримой борьбе этих двух направлений. Но прошло уже полтора столетия; нам теперь значительно легче оценить суть тех споров, столкновений, которые были так характерны для 60-х гг. XIX в. Прежде всего, представление о диаметральной противоположности двух эстетических позиций нуждается в определенных коррективах. Можно ли свести творчество Некрасова к одним только «гражданским мотивам», не замечать у него произведений общенационального и общечеловеческого характера? Не надо забывать, что именно Некрасов первым сказал о замечательном поэтическом даре Тютчева, высоко ценил стихи Фета. С другой стороны, лозунг «чистого искусства» не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.
|
|
Если все-таки исходить из наличия двух направлений в русской поэзии середины XIX в. (а они обозначились в сознании современников достаточно отчетливо), то ни в коем случае не следует одно из них возвышать за счет другого. Были свои сильные стороны, несомненные открытия у представителей того и другого направлений. Важно не терять историческую перспективу и ясно отдавать себе отчет в том, что для русской поэзии были, конечно, необходимы пафос социальности, стремление придать стихам прямое агитационное звучание, утверждение высокого предназначения поэта-пророка, открытие народной жизни как законного предмета поэтического творчества. Но не менее важными и существенными были достижения другой школы, для которой характерными стали глубокое ощущение природы в ее соотнесенности и органической связи с душевной жизнью человека, исповедальность, тонкий психологизм лирики, обращенность к вечным загадкам бытия, поиски новых средств художественной выразительности, музыкальность и т. д.
Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохи. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели – утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов – глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.
Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. И у одних, и у других есть стихи, которые и сегодня продолжают нас волновать, ибо они утверждают те общечеловеческие ценности, без которых жить невозможно. Это обстоятельство и предопределяет величие и значение поэтов, работавших не только для своего времени.
Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», – это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция – его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А.Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.
|
|
Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И.Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных –
× «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского,
× «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А.Григорьева,
× «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К.Толстого,
× «Коробейники » Н.А. Некрасова
× и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.
В русской поэзии второй пол.19 века были по-настоящему крупные таланты, которые не просто резонировали с эпохой, но обгоняли её, работали на будущее.
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ
ü
ü
Ф. Тютчев, А. Фет, А.Майков, А.К. Толстой, Я.Полонский, А. Григорьев, Л.А. Мей | Н.А. Некрасов, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, В.И. Богданов, Н.А. Добролюбов, И.С. Никитин |
ü Особенности поэзии «чистого искусства»:
¨ Искусство не должно быть связано с жизнью.
¨ Стихи не имеют сюжета.
¨ Они передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
¨ Загадочность, таинственность.
¨ Это поэзия для избранных.
ü Основные темы поэзии «чистого искусства»:
¨ Искусство - певучесть и музыкальность.
¨ Любовь - нежность и душевная теплота, быстротечность, неразгаданная тайна, волшебный мир.
¨ Любимая - предмет восторга и поклонения, высокий идеал.
¨ Природа - нахождение отзвука своим настроениям и чувствам, восторг, впечатление.
|
|
¨ Мироздание - живое ощущение Бесконечности и Вечности, хаоса и гармонии.