Определение жанрово – стилистической принадлежности текста

- Поскольку мы определили с вами намерение автора, мы сможем определить стиль текста. К какому стилю относится текст? Докажите. (Публицистический стиль, так как основная функция текста – воздействие на читателя.).

- Какие языковые особенности публицистического стиля вы заметили? Приведите примеры.

- Использование отвлеченной лексики книжного характера: воспитанность, доброта, человечность, нормы поведения. Обращение к читателю, что придает эмоциональность изложению. Автор использует повтор слов в начале предложения (Это не только.. Это нечто…), риторический вопрос, ряды однородных членов предложения.

- Какому типу речи относится текст или смешанному типу?

V. Повторное чтение текста.

Послушайте текст еще раз. Наша задача определить, какие смысловые части (микротемы) в нем можно выделить, сколько их.

Во время чтения можете фиксировать ключевые слова.

VI. Составление плана. Работа над сокращением текста

- Обратимся к композиционным особенностям текста. Из каких частей он состоит? Давайте озаглавим их и составим примерный план. Предлагайте ваши варианты. План записываете в тетради. (По каждой микротеме определяется основная мысль и записывается пункт плана).

1. Воспитанный человек…

2. Что такое воспитанность.

3. Артист Художественного театра В.И. Качалов –

пример воспитанного человека.

4. Оценка поступка Качалова как проявление внутренней доброты к людям

5. Рассказ о случай в Лувре.

 

- Можно ли для пересказа сократить или исключить какую-то часть текста. (Да, можно, п. 5. Рассказ о случае в Лувре). Итак, мы используем прием исключения, удаляем микротему. Можно ли другие части сократить? (Нет, это разрушит выражение основной мысли текста).

План

  1. Воспитанный человек…
  2. Что такое воспитанность.
  3. Артист Художественного театра В.И. Качалов – пример воспитанного человека.
  4. Оценка поступка Качалова как проявление внутренней доброты к людям

 

- Хорошо, а можно ли в частях текста сжать информацию, рассказать ее кратко (Да, можно в 3 и 4 частях).

- Какие приемы могут быть использованы для сжатия текста (Исключение, обобщение, замена (упрощение)).

Учитель показывает, как провести сжатие текста при помощи приемов компрессии.

- Приведем пример. Какая информация является основной, что может быть содержательно сокращено в предложении?

Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям.

Измененное предложение

Корни этого поступка в сердечности и доброте к людям. Какой прием был использован?

Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Все дело в мыслях и побуждениях, в проявлении доброты и человечности. (Прием упрощения)

       - Помните, что в каждой части вы применяете приемы сжатия.         

VII. Языковой анализ текста

Словарная работа. Лексическая работа

- Приведите примеры слов, характеризующих, какой человек является воспитанным. Выпишем эти слова и определим их значение. (Работа по толковому словарю)

Внимательный, деликатный, тактичный, скромный.

Работа над синонимами. Предупреждение стилистических ошибок

Артист Художественного театра Василий Иванович Качалов, он, при нем, Василий Иванович.

Орфографическая подготовка

Воспита нн ость, нечто, м а неры, артист Х удожественного театра, непреме нн о, нем едле нн о, стра нн ые, побуждения, внутре нн яя доброта, мерси, художница, тр а мвай.

Пунктуационная подготовка

Повторяются сведения о тире между подлежащим и сказуемым, знаках препинания при однородные члены предложения, в сложных предложениях, при прямой речи.

Проводится пунктуационный анализ предложений из текста.

Работа над языковыми средствами текста

Работа над началом композиционных частей

Воспитанный человек… (многоточие)

Мне представляется …

Однажды поздно вечером… (наречие времени)

Как-то я прочла… (наречие времени..)

Чтобы наш текст после сжатия сохранил основное содержание, помним о речевом оформлении, связности микротем. Для этого нужно поработать над средствами связи.

Работа над средствами связи.

- При помощи средств связи соедините абзацы в связный текст. Убедитесь, что использованы разные средства связи (лексические, морфологические, синтаксические).

Работа над морфологическими средствами

Употребление местоимения как средства связи, глагольных форм в тексте: употребление форм настоящего, прошедшего и будущего времени: скажут, представляется, запоминал, уважал, интересовался, помогает.

VIII. Чтение текста

IX. Самостоятельная работа учащихся (написание чернового и белового вариантов изложения, редактирование)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: