Церковь Спаса на Ильине улице

 

Монументальная живопись. Фрески новгородской Софии. Фрески церкви Спаса на Ильине улице.

Феофан Грек. Особенности живописной манеры.

Новгородская икона. Ее особенности. «Чудо св. Георгия». Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т.е. в конце XI - первой четверти XII вв.). Это поясное изображение Святого Георгия из соборного храма Юрьева монастыря в Новгороде. В княжеско-дружинной среде Георгий почитался как Победоносец - покровитель ратников и ратного дела. Воин, изображенный на иконе, одухотворен, ему присуще аристократическое изящество. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия - копье. А в левой он держит перед собой меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти. Типично новгородским можно считать большой по размерам образ святого Георгия в полный рост, также из соборного храма Юрьева монастыря. За спокойной неподвижностью фигуры воина чувствуются его уверенность и мощь. В одной руке он держит копье как ратный символ, а другой - сжимает меч. Такой образ воина выражал действительность новгородской жизни, связанной с защитой родной земли.

Феофан Грек. Особенности живописной манеры.

Феофан Грек, замечательный византийский живописец, прибыл в Новгород по особому приглашению (ок. 1340- 1410). Сохранился лишь единственный достоверный образец творчества великого мастера - фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, выполненные в 1378 г. В образе Христа Пантократора (Вседержителя), который помещен в куполе храма, мастер подчеркнул огромную Божественную силу. Она исходит от мощной фигуры, лика и взгляда Христа. От его глаз разбегаются световые круги, изображенные в виде белых линий. Во внешне суровых и замкнутых образах феофановских пророков и праотцев скрыт мощный духовный порыв. Суровый, аскетический дух фрескового ансамбля подчеркивают сдержанные цвета: бледно-фиолетовые, светло-желтые и серо-зеленые тона подчинены драматическому красно-коричневому тону.

Христос Пантократор

Троица

Живописная манера Феофана Грека имела немало сторонников и почитателей в среде его учеников и новгородских мастеров. Об этом свидетельствуют фресковые росписи новгородских церквей (Святого Федора Стратилата на Ручью - последняя треть XIV столетия).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: