Тема: проблема народа и личности. Картины войны 1812 года

ТЕМА: Мысль «народная» в романе «Война и мир».

Значение образа Платона Каратаева.

ЦЕЛЬ:  сформировать знания по вопросу   о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

· обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

· совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

· формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

· формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

ЧИТАТЬ!

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В "Войне и мире" Толстой, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне 1812 года, по мнению Толстого, столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.

«Я старался писать историю народа»,- говорил Толстой.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

ПРОЧИТАТЬ! Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Феропонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Феропонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

 

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей». Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Жители Москвы и Смоленска сжигали свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (вопросы не переписывать)

· Почему жители покидали Москву?

· В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

· Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

· Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

· О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

· Когда был учрежден первый партизанский отряд?

22 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова.

· Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Тихон Щербатый.

 

Анализ образа Тихона Щербатова

· Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

· Опишите внешность героя.

· Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

· Как он попал к партизанам?

· Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

· С кем Толстой сравнивает Тихона?

· Как называют Тихона партизаны?

 

Записать вывод: В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

 

Анализ образа Платона Каратаева.

Например:

· Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

· Что же так подействовало на Пьера?

· Какова манера речи Каратаева?

· Зачитайте описание внешности Каратаева.

«...Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

· В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

· Как он попал в солдаты?

· Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

· Как относился Платон Каратаев к людям?

 

 

ЗАПИСАТЬ ВЫВОД:

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

ТЕМА: ПРОБЛЕМА НАРОДА И ЛИЧНОСТИ. КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

ЦЕЛЬ: обобщить знания по роману «Война и мир»: знать содержание романа,

понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизм. Развивать монологическую письменную и устную речь, работать с текстом романа, проследить «мысль народную» в романе «Война и мир».

 

ЗАПИСАТЬ ЭПИГРАФ

Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...

                                                             Всем народом навалиться хотят…

                                     

Просмотреть

План

1. Причины войны 1812 года.

2. Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.

3. Бородинское сражение.

4. Роль Бородинского сражения.

5. Истинный патриотизм русского дворянства.

6. Пьер Безухов.

7. Воля истории и воля народа в романе Л.Н.Толстого.

 

ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ

ОТВЕТИТЬ ПИСЬМЕННО

  • Какое значение имела Бородинская битва?
  • А чем же в это время занимается дворянство? ПРОЧИТАТЬ: (т.4.ч.1.гл.4., т.3. ч. 3.гл. 24).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: