Православная церковь в Вологодском крае в XVIII веке

В XVIII веке произошел пересмотр границ северно-русских епархий. В начале столетия церкви и монастыри Вологодского края распределялись между четырьмя епархиями: Вологодско-Белозерской (Вологда, Белозерск), Устюжско-Тотемской (Великий Устюг, Тотьма), Новгородской (Устюжна Железопольская) и Архангельской (Вытегорский район). В последние десятилетия XVIII века была проведена реформа, главная цель которой была в том, чтобы добиться совпадения границ губерний и епархий. В результате территория Вологодского края была поделена между двумя епархиями – объединенной Вологодской и Устюжской и Новгородской. В составе Вологодской и Устюжской епархии остались лишь Вологдский, Тотемский, Устюжский и Никольский уезды, а во вторую перешли Белозерский, Кирилловский, Череповецкий и Вытегорский уезды, относившиеся прежде к Вологодской и Архангельской епархиям.

Основной ячейкой Православной церкви всегда был церковный приход. Центром прихода был храм, а главным лицом в нем – приходской священник. Главным назначением прихода были богослужения, но здесь же зачитывались императорские указы, отмечались значительные события в жизни государства. Например, в июне 1799 года сразу после получения известия о победе Суворова в Северной Италии Вологодский епископ Арсений спешно организовал молебен «за одержанную над французской армией победу». В Вологодском крае сеть церковных приходов к концу XVIII века была уже достаточно густой: в каждом уезде находилось от 50 до почти 200 приходов. В Вологде в XVIII веке на один храм приходилось 200–300 прихожан – это довольно небольшая группа людей, в которой многие, скорее всего, хорошо знали друг друга. В сельской местности границы прихода были более обширными и чаще всего охватывали целую волость или ее

часть.

XVIII век был весьма тяжелым временем для русских монастырей, в том числе и в Вологодском крае. При Петре I были введены запреты на пострижение в монастырь людей моложе 30 лет, женатых мужчин, крестьян. Для вологодских монастырей, традиционно пополнявших свои ряды в первую очередь крестьянами, эти меры были разрушительными. Даже в людных обителях (Спасо-Каменный, Ферапонтов монастыри и другие) количество монашествующих стало минимальным. В Вологодской епархии в середине XVIII века на один монастырь приходилось примерно 5 монахов.

В 1764 году была проведена секуляризация церковных владений: земли и крестьяне, принадлежавшие монастырям и архиереям, были переведены в государственную собственность. В Вологодском крае эта мера была очень заметной, потому что здесь располагались огромные владения Кирилло-Белозерского монастыря и Вологодского архиепископа. Положение бывших церковных крестьян несколько улучшилось: за счет монастырской пашни их наделяли дополнительной землей, вместо прежних повинностей они платили сравнительно невысокий оброк государству. Но для монастырей эта мера оказалась разорительной: вместо высоких доходов с крестьян они теперь должны были получать скромное денежное содержание от государства. Для многих монастырей такая компенсация вовсе не предусматривалась, поэтому они были принудительно закрыты. Например, в Вологодской епархии из 44 монастырей и пустыней было закрыто две трети.

В XVIII веке в Вологодском крае еще остро чувствовались последствия церковного раскола. Старообрядчество проникло в Вологодский край уже в 80-е годы XVII века, когда после подавления восстания 1668–1676 годов сюда пришли старообрядческие проповедники из знаменитого Соловецкого монастыря. В XVIII веке старообрядческие общины и скиты возникают уже по всей территории Вологодского края.

Церковный раскол проявлялся по-разному. Самым распространенным старообрядческим учением на Русском Севере была «беспоповщина». «Беспоповцы» считали, что все истинные священники после церковной реформы Никона были истреблены властями, а те, кто подчинился Никону, уже «не священны». Новых священников старообрядцы не признавали и считали, что верующий должен обходиться без них - отсюда и название этого учения («беспоповщина»).

Многие старообрядцы провозглашали своей главной задачей порвать все связи с внешним миром, в котором правит «Антихрист» – Петр I. Как следствие этого в Вологодском крае в конце XVIII века распространяется «странничество». «Странники» искали спасение от «Антихриста» в пустынных местах и тайных убежищах, где стремились вести аскетический образ жизни. Позднее стали возникать «пристани» – перевалочные пункты на путях таких «истинных странников», где они находили временный приют. Десятки таких «пристаней» располагались в Вологодском крае по рекам Сухоне, Югу и другим.

Самым страшным проявлением раскола были коллективные самосожжения старообрядцев. Не желая нарушать прежние церковные обряды и тем самым совершать тяжелый грех, они предпочитали мучительную смерть от огня, чтобы спасти свою душу. В XVIII веке подобные случаи были зафиксированы по всей территории нашего края от самых западных волостей до Великого Устюга. Было и несколько массовых самосожжений, когда погибали десятки людей, а в 1753 году в огромной избе сожгли себя 170 человек. Во второй половине столетия волна самосожжений в Вологодском крае пошла на спад и к концу XVIII века они прекратились.

 

 

Практическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: