Список произведений Андрея Эшпая

9 симфоний, Балет «Ангара»,  Балет «Круг» («Помните!»),  Оперетта «Нет меня счастливее», Мюзикл «Любить воспрещается»,  Симфонические танцы на марийские темы, Венгерские напевы для скрипки с оркестром, Симфоническая поэма «Симон Боливар», Праздничная увертюра «Кремлевские куранты», «Песни горных и луговых мари» для симф.оркестра, Симф.фреска «Переход Суворова через Альпы», Кантата «Ленин с нами» (сл. Маяковского), «Игры для оркестра»,                             Ламенто и токката для оркестра,  Музыка к спектаклям (более 20), Музыка к кинофильмам (более 60), Песни и хоры.    Концерт для оркестра с солирующими трубой, вибрафоном, фортепиано, контрабасом.                                                         Концерты для солирующих инструментов с оркестром: 2 для фортепиано с оркестром, 4 для скрипки с оркестром, для гобоя, для виолончели, для флейты, для контрабаса, для саксофона, для альта, для кларнета, для валторны; двойной – для тромбона и трубы с оркестром; Брассквинтет, Две сонаты для скрипки и фортепиано, Две сонатины для фортепиано, «Венгерская тетрадь» для фортепиано, 8 французских песен для фортепиано, 3 пьесы для флейты соло,  Andante и Allegro для ансамбля медных духовых, Пьесы для фортепиано, для флейты, для кларнета; эстрадные пьесы.

«Песни горных и луговых мари»

 

Вопрос «композитор и фольклор» - весьма существенный в эстетике А. Эшпая. «Возможны два принципа в подходе к использованию народного материала. Первый из них: можно ли корректировать шедевр искусства, каким является народная песня, из которой на протяжении многовекового развития было выброшено каждое лишнее слово, каждый неверный звук. Таким образом, можно ли его (фольклор) «обрабатывать»? Второй я определил бы так: я знаю мой родной язык, так почему же я не могу говорить на нем своими словами?».

Вторая точка зрения характеризует самую суть отношения Эшпая к фольклору; он убежден, что на пути от фольклорного образца до «своего слова» и рождается композитор, становясь личностью в искусстве. «Чем художник национальнее, тем он индивидуальнее».

Изучение стилистики народных песен оказало сильное воздействие на формирование композиторского почерка А. Эшпая. Яков Эшпай помогал сыну отбирать в народных образцах самое интересное из собранного им в фольклорных экспедициях.

Цитирование фольклора в симфонических произведениях А.Эшпая часто носило мемориальный характер и посвящено памяти отца.

В феврале 1963 г. умер Яков Андреевич Эшпай. Сын тяжело переживал утрату. В искусстве Яков Андреевич был глубок, мудр и проницателен. Его скромность и трудолюбие служили примером для сына.

Н.Раков: «Яков Андреевич был одним из первых собирателей марийского музыкального фольклора. Это была его страсть. Он был одержим ею. Показывал мне, проигрывал на фортепиано и пел собранные им и другими фольклористами записи марийских народных песен и так увлекался ими и любил их, что даже и меня обратил в свою веру и заинтересовал марийской народной музыкой… Яков Андреевич был очень хороший, добрый и отзывчивый человек, приятный, гостеприимный хозяин».   

Еще в начале творческого пути А.Эшпай создал «Симфонические танцы», захватившие слушателей новизной и самобытностью трактовки народно-песенного материала. От «Симфонических танцев» протягивается линия к «Песням горных и луговых мари», которые представляют собой оригинальную сюиту, сочиненную на основе народных мелодий, собранных в свое время отцом композитора.

Посвященные памяти отца, «Песни горных и луговых мари» выдвигают проблему фольклоризма на первый план. «Если положу в воду кусочек железа, вода не удержит. Нельзя привлечь золотом разлюбившее сердце. Из-за того, что порошит редкий снежок, поскользнулась я на камне. Чтобы успокоить чистое сердце, нужны хорошие слова». Эпиграфом к сочинению были выбраны слова песни, записанной Яковом Эшпаем.

Н.Сац: «…Об отце своем Андрей Яковлевич говорил с благоговением верующего, который навсегда хочет сберечь воспоминание о драгоценной иконе. Он не раз повторял: «Отец был поразительно талантлив и не только как этнограф – страстный собиратель мелодий своего народа, но и как человек, ощущавший себя частью родной природы, умевший вдохновенно слышать ее звучание». Отец чуть ли не от рождения сумел «влюбить» сына в понимание природы марийской народной музыки».

А.Эшпай-сын: «Когда отец показывал мне «Песни…», я был поражен, увидев, что первая песня сочинения – это колыбельная, которую бабушка деда пела ему маленькому. Позднее записав ее, он сделал такую сноску: «Бабушка рассказывала сказки и напевала под эту мелодию». Из каких же далеких времен пришла к нам эта мелодия. Бабушка деда, наверное, услышала эту колыбельную от своих старших, и так дальше и дальше в глубину времен.

Отец использует родной фольклор по-своему и порой сам сочиняет темы, трудноотличимые от народных, такова, например, последняя тема в «Песнях…». Думаю, что в творчестве каждого художника важнее всего пойти и сделать своим старинный язык. Отец сделал это».

В основу сочинения положены мелодии шести разнохарактерных народных марийских песен, сопряженных в композицию открытого, нерепризного типа:

1. «Пшеничное зерно» («Йомак эргын мутылсо» - «Рассказ сказочника»),

2. «Глубокий овраг» («Карамжы тура»),

3. «Вдоль улицы» («Уремет воктен»),

4. «Село Ианан» (Йонан-сола»),

5. «Вода глубока» («Вудшо келге»),

6. «Быть дочерью отца-матери» («Ача-ава удыр лийаш» - луговой вариант, «Атя-аван ыдыр лийаш» - горный).

Тематический материал предстает в двух планах – экспозиционном и разработочном. Интонационное развитие мелодий совершается непрестанно и от начального певучего Andante приходит к стремительному финальному разделу Allegro vivace и Festivo. Образы песен отнюдь не безмятежны, в них порой слышатся драматические и трагические ноты.   

В «Песнях» наибольшая концентрация народно-песенных образов приходится на драматургические узлы, в которых яснее всего воплощается credo художника. Такова сиротская лирическая песня «Вода глубока»: настойчиво повторяемый синкопированный мотив ясно перекликается со свойственными марийскому фольклору инструментальными квартовыми и терцовыми «зовами», в то же время интервал тритона придает ей внутреннее напряжение.

 Как и в предыдущих сочинениях, в «Песнях горных и луговых мари» Эшпай выказал приверженность к симфоническим методам развития, тщательной обработке тематического материала в рамках «сжатой» одночастной композиции. Чувство масштаба, соразмерности частей и целого, так наглядно проявившееся в «Песнях горных и луговых мари» - один из признаков высокой профессиональной культуры, свойственной А.Эшпаю. Партитура рассчитана на струнный оркестр: это обусловлено преобладанием кантиленных мелодий, лучше всего интонируемых смычковыми инструментами, к ним присоединяются 4 валторны, флейта, арфа и литавры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 декабря 1983 г. в Йошкар-Оле, в концертном зале Музыкального училища им. И.С.Палантая состоялся авторский вечер народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР А.Я.Эшпая, на котором были исполнены «Песни горных и луговых мари», Симфония №2, Концерт для гобоя с оркестром (оркестр Музыкального театра, дирижер - заслуженный деятель искусств Марийской АССР В.Венедиктов, соло на гобое – народный артист Чувашской АССР А.Любимов) 

А.Эшпай в своем творчестве обращался к широкому кругу средств музыкальной выразительности. Новые тембровые комбинации, серийная система, пентахордные и тетрахордные лады, пентатоника с элементами диатоники (дорийской и лидийской), сложные полифункциональные и политональные сферы, тяготение к горизонтальной манере письма, ритмическая изобретательность – каждое из этих средств соответствует образному смыслу и содержанию произведений. Основа стиля Эшпая – марийская культура. Склад ума композитора, его манера мыслить напоминает афористичность марийской народной поэзии. Отсюда – лаконизм, четкость рисунка музыкальных тезисов, естественность появления и растворения фольклорных интонаций в потоке симфонической музыки.

Богатые оркестровые краски и полифония являются важными выразительными средствами фольклоризма Эшпая, его марийской «графики». Полифония занимает все большее место в музыке композитора: вся ткань полифонизируется, гармония «растворяется».

А.Хачатурян «О моем ученике»: «Эшпай создал новый сплав, в котором очень органично слились национальная характерность, удивительно бережное отношение композитора к марийскому фольклору, придающему неповторимый аромат его музыке и стимулирующему его богатую фантазию, и подлинная современность художественного мироощущения».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: