Результаты анкетирование

Чтобы узнать, как дети осведомлены по экологическим дисциплинам, я провела опрос среди учеников школы №26 (с 1 по 11 класс) и дошкольников «Детского сада №34» (старшей и подготовительной группы). Для более наглядного результата, анкетирование прошло под подгруппами разных ступень обучения. (Приложение№1,2,5)

В общем объеме в анкетировании было задействовано около 542 детей. Из них 77 дошкольников, 172 ученика 1-4 класса, 183 ученика 5-8 класса и 110 учеников 9-11 классов. Сам опрос поделен 4 главные проблематики:

1) Имеют ли дети представление об экологии.

2) Умеют осознано и экономично распоряжаться природными ресурсами.

3) Интересуются ли бедующем планеты,  принимают ли всестороннее участие в развитии и помощи окружающей среды.

4) Выявление источник исходящей информации, чтобы направить просветительскую деятельность.

В ходе социологического исследования мной был открыт необычный факт. У нескольких дошкольников не стандартный взгляд на экологию. Мне очень понравился ответ одной девочки: «Экология – это когда мы знаем, почему зайка меняет шубку, почему стоит ставить палочки рядом с деревом и выключать за собой свет». Вроде бы обычный ответ ребенка, но она смогла объединить почти все концепции экологии. Именно ее взгляд показывает экологию, как мировоззрение.

Результаты опроса не совсем оправдали моих ожиданий. Первая диаграмма показала, что младшее (1-4 класс) и среднее (5-8 класс) звено слабо осведомлено об экологических составляющих. Мои предположения на этот счет заключались в том, что диаграмма будет возрастающей. Значит необходимо уделить большее внимание на эти два звена.

Итог второй диаграммы показал, что с возрастом приходит осознанность действий и добавляется ответственность за содеянное. Мои предположения подтвердились, однако удивил довольно высокий уровень ответственности у дошкольников.

Если рассматривать структуру образования десятилетней давности и нынешних дошкольников, то разница безоговорочная. В момент моего обучения в садике было скудное описание темы экологии и низкая осведомленность различных международных дней или экологических акций. Поэтому в основном всю информацию я получала от родителей. Сейчас же проводится различные конкурсы («Эколята- дошколята», «Зеленая Россия 2019») и отмечают различные экологические дни («День солнца» 3 мая, «День снега» 20 января), благодаря которым расширяют кругозор и приобщают детей любить свою планету (Приложение №2). Предположу, что именно из-за таких инноваций в программе обучения детей в детских садах, уровень знаний и желания больше в дошкольном и младшем звене (1-4 класс), чем в старших ступенях (5-11класс).

Четвертая диаграмма показала, что необходимо обратить внимание на младшую (1-4 класс) ступень. Школьная программа только в 8-11 классе начинает затрагивать экологию, как науку. В остальных классах, ее проходят мельком, не придавая особого значения. Многие дети (5-7 класс) в ходе опроса думали, что экология – это раздел биологии.

 



Заключение и выводы

В результате проведенного исследования мы выяснили, что у детей не хватает теоретических знаний по экологии, но довольно высокий уровень осознанного потребления. Так же небольшим открытием можно считать, что уже сейчас многие дети считают экологию не наукой, а мировоззрением. Правда, такие взгляды разделяют в основном дошкольники. Из исследований опроса, мной были сделаны выводы, что пусть дошкольники и младшие школьники не сильно осведомлены теорией окружающего мира, но они озабочены будущем планеты. Что нельзя сказать о более взрослых детях. Их знания экологии намного выше, но вот ценят и заботятся о природе меньше.

Таким образом моя гипотеза не подтвердилась. Из этого можно сделать вывод, что не столь важно каким объёмом знаний обладает ребенок, главное, чтобы он был заинтересован в изучении окружающего мира, поддержке чистоты и грамотного расхода ресурсов. Заложенная любовь к природе в детстве, гарантирует экономное природопользование.

Однако результаты исследования показали, что самым слабо информированной ступенью образовательной цепочки являются учащиеся с 1 по 7 класс. В качестве приобщения и ознакомительного урока разработан план внеклассного занятия на тему «Экология вокруг нас» (Приложение №3). По средствам ролевой игры, дети познакомятся с основными задачами и направлениями экологии. Игра поможет подтолкнуть детей к изучению экологии. Помимо этого, расскажет зачем и для чего мы бережем природу.

Следует так же обратить внимание на низкий уровень активности и информировании о международных экологических днях и акциях в старших классах. Для этого мной был разработан календарь на 2019 год со всеми экологическими днями (Приложение №4), а для повышения активности, мною было предложено проведение акции «Батарейки на переработку».

 



Список литературы

· А.С. Степановских «Экология. Учебник для вузов» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 ст.

· Акимова Т. А., Хаск-ин В. В. Основы экоразвития. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. — 312 с.

· 37- Конспект лекций по курсу «Основы экологии_Андреев М.В.» Днепропетровск, 2002 -128с.doc

· Основные законы экологии. Зверев А.Т. М.: 2009. - 171 с.

· Экологические основы природопользования. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2008. - 320 с.

· В.М. Захаров, И.Е. Трофимов «Экология сегодня. Человек и природа» 105 ст.

 

 



Приложение.

Приложение №1                

Общие вопросы для дошкольников и школьников:

1) Знаете ли вы, что такое экология? Да Не уверен Нет
2) Знаете ли вы, что изучает экология? Да Не уверен Нет
3) Знаете ли вы, как снизить негативное воздействие человека на природу? Да Не уверен Нет
4) Думаете ли вы, что экология изучает только глобальные экологические проблемы? Да Не уверен Нет
5) Знаете ли вы о Международных экологических днях или акциях? Да Не уверен Нет
6) Принимали ли вы участие в экологических акциях? Да Не уверен Нет
7) Откуда или кто вам рассказал о экологии и правильном природопользовании? Школа   Садик Родители
8) Кто вас научил беречь природу? Школа Садик Родители

 

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

 

Приложение № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: