Чтобы узнать, как дети осведомлены по экологическим дисциплинам, я провела опрос среди учеников школы №26 (с 1 по 11 класс) и дошкольников «Детского сада №34» (старшей и подготовительной группы). Для более наглядного результата, анкетирование прошло под подгруппами разных ступень обучения. (Приложение№1,2,5)
В общем объеме в анкетировании было задействовано около 542 детей. Из них 77 дошкольников, 172 ученика 1-4 класса, 183 ученика 5-8 класса и 110 учеников 9-11 классов. Сам опрос поделен 4 главные проблематики:
1) Имеют ли дети представление об экологии.
2) Умеют осознано и экономично распоряжаться природными ресурсами.
3) Интересуются ли бедующем планеты, принимают ли всестороннее участие в развитии и помощи окружающей среды.
4) Выявление источник исходящей информации, чтобы направить просветительскую деятельность.
В ходе социологического исследования мной был открыт необычный факт. У нескольких дошкольников не стандартный взгляд на экологию. Мне очень понравился ответ одной девочки: «Экология – это когда мы знаем, почему зайка меняет шубку, почему стоит ставить палочки рядом с деревом и выключать за собой свет». Вроде бы обычный ответ ребенка, но она смогла объединить почти все концепции экологии. Именно ее взгляд показывает экологию, как мировоззрение.
|
|
Результаты опроса не совсем оправдали моих ожиданий. Первая диаграмма показала, что младшее (1-4 класс) и среднее (5-8 класс) звено слабо осведомлено об экологических составляющих. Мои предположения на этот счет заключались в том, что диаграмма будет возрастающей. Значит необходимо уделить большее внимание на эти два звена.
Итог второй диаграммы показал, что с возрастом приходит осознанность действий и добавляется ответственность за содеянное. Мои предположения подтвердились, однако удивил довольно высокий уровень ответственности у дошкольников.
Если рассматривать структуру образования десятилетней давности и нынешних дошкольников, то разница безоговорочная. В момент моего обучения в садике было скудное описание темы экологии и низкая осведомленность различных международных дней или экологических акций. Поэтому в основном всю информацию я получала от родителей. Сейчас же проводится различные конкурсы («Эколята- дошколята», «Зеленая Россия 2019») и отмечают различные экологические дни («День солнца» 3 мая, «День снега» 20 января), благодаря которым расширяют кругозор и приобщают детей любить свою планету (Приложение №2). Предположу, что именно из-за таких инноваций в программе обучения детей в детских садах, уровень знаний и желания больше в дошкольном и младшем звене (1-4 класс), чем в старших ступенях (5-11класс).
|
|
Четвертая диаграмма показала, что необходимо обратить внимание на младшую (1-4 класс) ступень. Школьная программа только в 8-11 классе начинает затрагивать экологию, как науку. В остальных классах, ее проходят мельком, не придавая особого значения. Многие дети (5-7 класс) в ходе опроса думали, что экология – это раздел биологии.
Заключение и выводы
В результате проведенного исследования мы выяснили, что у детей не хватает теоретических знаний по экологии, но довольно высокий уровень осознанного потребления. Так же небольшим открытием можно считать, что уже сейчас многие дети считают экологию не наукой, а мировоззрением. Правда, такие взгляды разделяют в основном дошкольники. Из исследований опроса, мной были сделаны выводы, что пусть дошкольники и младшие школьники не сильно осведомлены теорией окружающего мира, но они озабочены будущем планеты. Что нельзя сказать о более взрослых детях. Их знания экологии намного выше, но вот ценят и заботятся о природе меньше.
Таким образом моя гипотеза не подтвердилась. Из этого можно сделать вывод, что не столь важно каким объёмом знаний обладает ребенок, главное, чтобы он был заинтересован в изучении окружающего мира, поддержке чистоты и грамотного расхода ресурсов. Заложенная любовь к природе в детстве, гарантирует экономное природопользование.
Однако результаты исследования показали, что самым слабо информированной ступенью образовательной цепочки являются учащиеся с 1 по 7 класс. В качестве приобщения и ознакомительного урока разработан план внеклассного занятия на тему «Экология вокруг нас» (Приложение №3). По средствам ролевой игры, дети познакомятся с основными задачами и направлениями экологии. Игра поможет подтолкнуть детей к изучению экологии. Помимо этого, расскажет зачем и для чего мы бережем природу.
Следует так же обратить внимание на низкий уровень активности и информировании о международных экологических днях и акциях в старших классах. Для этого мной был разработан календарь на 2019 год со всеми экологическими днями (Приложение №4), а для повышения активности, мною было предложено проведение акции «Батарейки на переработку».
Список литературы
· А.С. Степановских «Экология. Учебник для вузов» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 ст.
· Акимова Т. А., Хаск-ин В. В. Основы экоразвития. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. — 312 с.
· 37- Конспект лекций по курсу «Основы экологии_Андреев М.В.» Днепропетровск, 2002 -128с.doc
· Основные законы экологии. Зверев А.Т. М.: 2009. - 171 с.
· Экологические основы природопользования. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2008. - 320 с.
· В.М. Захаров, И.Е. Трофимов «Экология сегодня. Человек и природа» 105 ст.
Приложение.
Приложение №1
Общие вопросы для дошкольников и школьников:
1) Знаете ли вы, что такое экология? | Да | Не уверен | Нет |
2) Знаете ли вы, что изучает экология? | Да | Не уверен | Нет |
3) Знаете ли вы, как снизить негативное воздействие человека на природу? | Да | Не уверен | Нет |
4) Думаете ли вы, что экология изучает только глобальные экологические проблемы? | Да | Не уверен | Нет |
5) Знаете ли вы о Международных экологических днях или акциях? | Да | Не уверен | Нет |
6) Принимали ли вы участие в экологических акциях? | Да | Не уверен | Нет |
7) Откуда или кто вам рассказал о экологии и правильном природопользовании? | Школа | Садик | Родители |
8) Кто вас научил беречь природу? | Школа | Садик | Родители |
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение № 5