Период
| Основные направления деятельности
| Пьесы, драматурги, спектакли
|
1917-1920 гг.
| Октябрьская революция 1917 г., гражданская война
· сохранение и развитие театрального искусства;
· национализация театров;
· четыре театра имеют статус “академический” – МХАТ, Малый театр, Большой театр, Александринский театр;
· театры находятся в ведении Наркомпроса
· 1919 г. – открытие Большого драматического театра в Петрограде (пьеса “Дон Карлос”);
· 1919 г. – “Декрет об объединении театрального дела”;
· приобщение к театральному искусству нового зрителя (бесплатные спектакли, распространение билетов через профсоюзы, выступления на заводах, фабриках, в клубах);
· развитие художественной самодеятельности (театральные студии, драматические кружки, агитбригады);
· новая репертуарная политика: героико-патриотические пьесы, классика, новая драматургия;
· театр массовых действий: постановка мистерии “Взятие Зимнего дворца”, режиссёр Н. Евреинов.
| 7 ноября 1918 г. – премьера спектакля “Мистерия-буфф” по пьесе В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда.
“Мистерия-буфф” – первая профессиональная советская драма, выражающая пафос революции и сатиру против её врагов.
|
20-е гг.
| НЭП
· возникновение театров-студий (ТРАМ);
· режиссёрские поиски В. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова;
· возникновение новой революционной драматургии (идейность и революционный пафос в содержании пьес, сатира);
· рождение нового стиля игры актёров - без романтики и пафоса, социальная оценка поведения героев;
· открытие новых театров;
· разнообразие художественных течений;
· 1920 г. Мейерхольд выдвинул программу «Театральный Октябрь», провозгласившую полное разрушение старого искусства и создание на его развалинах искусства нового;
· 1922-1924 гг. – зарубежные гастроли МХАТ;
· 1926-1931 гг. – ОБЭРИУ;
· усиление воспитательной и просветительской функции театров;
· эмиграция М. Чехова;
· возникновение ТЮЗов:
- реализация художественных и педагогических задач,
- создание драматургии для детей и юношества,
- обслуживание зрителей от 7 до 17 лет (и старше),
- возможности для театральных экспериментов.
| *1922 г. – открытие театра им. Е. Вахтангова спектаклем “Принцесса Турандот” (программный спектакль театра и вахтанговской школы);
* пьесы Л. Сейфуллина (“Виринея”), Вс. Иванова (“Бронепоезд – 14-69”), В. Билль-Белоцерковского (“Шторм”), К. Тренёва (“Любовь Яровая”);
* творчество М. Булгакова,
В. Маяковского, Н. Эрдмана;
* сотрудничество М. Булгакова с МХАТ: 1926 г. – премьера спектакля “Дни Турбиных” (987 показ во МХАТ);
* постановки в театре В. Мейерхольда пьес Н. Эрдмана “Мандат” (1925 г.), “Самоубийца” (1928 г. - запрет) В. Маяковского - “Клоп” (1929 г), “Баня” (1930 г.)
|
30-е гг.
| Коллективизация, индустриализация, политические репрессии
· театр – средство воспитания трудящихся;
· увеличение числа театров в Советском Союзе;
· 1936 г. – учреждение звания “Народный артист СССР”;
· идеологизация театров и их “мхатизация”;
· торжество метода социалистического реализма: система образов героев, победа идей социализма, образ советского интеллигента;
· появление на сцене образа В.И. Ленина и его соратников по партии;
· Главный репертуарный комитет при ЦК КПСС;
· утверждение системы К.С. Станиславского;
· 1936 г. – закрытие МХАТ Второго;
· 1938 г. – закрытие Театра им. Вс. Мейерхольда;
· политические репрессии в отношении драматургов, режиссёров, актёров;
· развитие русского театра в эмиграции:
- творчество Н. Евреинова,
- 1936-1937 гг. – возникновение Русского драматического театра в Париже;
· становление режиссуры и театральной педагогики А.Попова, Ю.Завадского, Р.Симонова, Б.Захавы, А.Дикого, Н.Охлопкова, Л.Вивьена, Н.Акимова, Н.Герчакова, М.Кедрова, М.Кнебель, В.Сахновского, А.Брянцева, Э.Радлова и др.
| * обращение к творчеству М. Горького: постановки пьес во МХАТ, театре им. Е. Вахтангова, Малом театре;
* развитие советской драматургии: “Платон Кречет” А. Корнейчука, “Машенька” А. Афиногенова, “Таня” А. Арбузова”, “Парень из нашего города” К. Симонова;
* 1933 г. - постановка “Оптимистической трагедии” Вс. Вишневского в Камерном театре, режиссёр - А. Таиров;
* разрыв М. Булгакова с МХАТ;
* 1937 г. - постановка пьесы Н. Погодина “Человек с ружьём” в театре им. Е. Вахтангова, режиссёр - Р. Симонов;
* русская классика на сцене МХАТ: “Три сестры”, “Анна Каренина”, “Ромео и Джульетта” и др.,
* 1938 г. – премьера пьесы В. Набокова “Событие” в Париже.
|
40-е гг.
| Великая Отечественная война
· патриотическая тематика на сценах театров;
· создание фронтовых бригад (3500 артистов, более 500 000 концертов и спектаклей на фронтах и в тылу);
· работа театров в эвакуации, бронь на творческих работников;
· работа театров блокадном Ленинграде;
· создание новой драматургии;
· возрастание роли периферийных театров;
· 1946 г. – постановление ЦК КПСС “О репертуаре драматургии и мерах по его улучшению” (задача – создание ярких полноценных в художественном отношении произведений о жизни советского общества, о советских людях, об их роли в Великой Отечественной войне);
· 1949-1950 гг. – закрытие Камерного театра.
| * пьесы К. Симонова “Русские люди”, А. Корнейчука “Фронт”, Л. Леонова “Нашествие”;
* пьесы о русских полководцах А. Невском, А. Суворове, М. Кутузове и др.;
*постановки пьес Е. Шварца в театре комедии Н. Акимова: 1944 г. – “Дракон”, 1947 г. – “Тень”;
* постановка спектаклей о войне и её уроках: “Молодая гвардия” в театре им. Н. Охлопкова по роману А. Фадеева, “Дорога бессмертия” по роману Ю. Фучика “Репортаж с петлёй на шее”, режиссёр Г.Товстоногов.
|
50-60-е гг.
| “Оттепель”
· появление на сцене нового героя – современника;
· развитие театрального искусства по нескольким направлениям:
- углублённо-психологический театр (путь МХАТ, система Станиславского),
- условно-метафорический театр (близость к традициям Мейерхольда, Вахтангова, Брехта);
· “шептательный реализм”;
· сюжеты и конфликты пьес черпались из самой жизни;
· актёрская игра – доверительно, правдиво, просто;
· 1956 г. – открытие театра-студии “Современник”:
- гражданская и этическая тематика в выборе репертуара,
- преемственность творческой программы МХАТ;
- освобождение от искажений и штампов в, постановке спектаклей и актёрской игре;
· новое поколение драматургов, режиссёров, актёров: А. Володин, В. Розов, Л. Зорин, А. Арбузов; О.Ефремов, Ю. Любимов, Г. Товстоногов, А. Эфрос, Р. Симонов и др.;
· открытие имён актёров И. Смоктуновского, М. Ульянова, Ю. Борисовой, О. Табаков, Е. Лебедева, Т. Дорониной, Е. Стеблова, И. Саввиной, Е. Евстигнеева и др.;
· 1964 г. – открытие Театра драмы и комедии на Таганке:
- эстетика эпического театра,
- функция “человека театра”,
- зонги, монологи от лица актёра, а не персонажа,
- поэтические спектакли;
· новое осмысление классики.
| * 1956 г. – премьера в “Современнике” пьесы В. Розова “Вечно живые”;
* премьеры пьесы А. Володина “Пять вечеров” в БДТ, театре им. Е. Вахтангова;
* 1961 г. – спектакль “Принцесса Турандот” выходит с новым составом актёров: В. Лановой, Ю. Яковлев, Е. Райкина, Л. Максакова и др.;
* 1964 г. – премьера спектакля “Добрый человек из Сезанна” по пьесе Б.Брехта в театре на Таганке;
* трилогия “Декабристы”, “Народовольцы”, “Большевики” в “Современнике”;
* творчество А. Вампилова.
|
70-80-е гг.
| Эпоха “застоя”
· тематика пьес отражает проблемы действительности – социальные, нравственные, сатирические;
· производственная тематика: освещение нравственных проблем на производстве;
· образ современного партийного руководителя;
· “датские” спектакли;
· “возвращение” метода социалистического реализма;
· творчество А. Вампилова, М. Рощина;
· 1970 г. - уход О. Ефремова из “Современника” во МХАТ,
· 1984 г. - Ю. Любимов лишён советского гражданства;
· творчество М. Захарова, А. Васильева, А. Эфроса, Г. Волчек, В. Фокина, Р. Виктюка и др.;
· новое поколение актёров: О. Янковский, Н. Караченцова, А. Абдулов В. Высоцкий, О. Даль, А. Миронов, М. Неёлова и др.;
· 1987 г. – открытие театра-студии под руководством О. Табакова;
· 1987 г. – открытие экспериментального театра «Школа драматического искусства» под руководством А. Васильева.
| * 1971 г. – постановка в театрах страны пьесы М. Рощина “Валентин и Валентина” (72 показа во МХАТ);
* постановка пьес “Сталевары”, “Заседание парткома”;
* 1981 г. - первая постановка мюзикла в СССР – рок-опера “Юнона и Авось” в Ленкоме.
|
90-е гг.
| Перестройка, развал Советского Союза
· театральная реформа;
· создание антрепризных театров;
· коммерциализация театрального искусства;
· новые именав драматургии: Н. Коляда, М. Угаров, О. Мухина, Н. Птушкина, В. Сигарев и др.;
· поколение молодых режиссеров, создавших новый постмодернистский театр: К. Серебрянников, Ю. Бутусов, В. Мирзоев, А. Житинкин и др.;
· новое поколение актёров: Е. Миронов, С. Безруков, В. Машков, Ч. Хаматова и др.;
· творчество Л. Додина, П. Фоменко, Г. Яновской, К. Гинкаса и др.;
· 1992 г. – П.Н. Фоменко набрал актёрско-режиссёрский курс, положивший начало возникновению театра «Мастерская П. Фоменко»;
· 1992 г. – открытие Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова в Москве: знакомство российского зрителя с творчеством П. Брука, П. Штайна, Дж. Стрелера, О. Крейча и других западных режиссёров;
· 1994 г. – учреждена Национальная театральная премия «Золотая Маска»;
· участие российских театров в международных театральных фестивалях;
· 1997 г. – триумф российских театров на Авиньонском фестивале;
· И.Эппельбаум, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами зрелища в театре “Тень”;
· активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции.
| *1992 г. – спектакль “Волки и овцы”, режиссёр П. Фоменко;
1994 г. – спектакль «К.И. из “Преступления” в МТЮЗе, режиссёр К. Гинкас;
* 1999 г. – спектакль “Три товарища” в театре “Современник”, режиссёр Г. Волчек.
|