Основные тенденции культурного развития в 20-е гг

После завершения гражданской войны и прихода к власти Коммунистической пар­тии, с созданием Советского Союза изменились условия развития культуры в це­лом в стране и в Украине. Культурное развитие Украины в 20-е годы – один из по­разительных феноменов украинской истории. Страна, пережившая тяжелейшую войну, вынужденная восстанавливать совершенно разрушенную экономику, ли­шившаяся многих выдающихся ученых, писателей (гибель, эмиграция), пережи­вает настоящий культурный взлет, как выразился историк О.Субтельный, «багато­гранний спалах творчої енергії». Этот факт признается не только сторонниками, но и критиками Советской власти. Дело в том, что революция привела в движение самые разные социальные силы, дала ощущение свободы, создания нового, не­изведанного. Среди мастеров были и горячие сторонники новой власти, и аполи­тичные люди, и противники большевизма, которые в развитии национальной культуры видели определенную альтернативу не осуществившейся независимости. В условиях нэпа, внутрипартийной борьбы допускались элементы демократии. Впервые за долгие годы украинская культура получила государственную поддержку.

Негативное отношение к Советской власти, к ее политике вызвало значительную эмиграцию деятелей литературы и искусства (В.Винниченко, С.Черкасенко, Т.Шаповал, Д.Донцов, М.Садовский, О.Олесь). Произведения писателей-эмигран­тов до недавнего времени замалчивались или искажались, они были огульно за­числены в разряд буржуазно-националистических, контрреволюционных. В свою очередь старая интеллигенция, в том числе и художественная, не устраивала но­вую власть ни количественно, ни по своему мировоззрению. Была поставлена за­дача воспитания, подготовки рабоче-крестьянской интеллигенции, которой должны были быть присущи идейность, старательность, конформизм. Культура становилась частью политики правящей партии, должна была выполнять ее соци­альный заказ, строгий партийно-государственный контроль был всеохватываю­щим.

Политика «украинизации». Советская власть в области идеологии, культуры стала проводить политику коренизации, которая в Украине получила название ук­раинизации. Украинизация предусматривала подготовку, воспитание и выдвиже­ние кадров коренной национальности, организацию школ всех ступеней, учрежде­ний культуры, издание газет, журналов и книг на украинском языке. Проведение политики украинизации учитывало два аспекта: 1) украинизация как таковая; 2) создание необходимых условий для всестороннего культурного и духовного раз­вития национальных меньшинств. Украинизация дала положительные результаты. Если в 1928 г. удельный вес газет на украинском языке составил 56% общего ти­ража, то в 1930 г. - 89%. Уже в 1924-1925 гг. было выделено 13 национальных районов, в том числе немецкие, болгарские, польский и еврейский. Одним из цен­тров украинизации стал Народный комиссариат просвещения, который возглав­ляли Григорий Гринько, Александр Шумский, Николай Скрипник.

При всей остроте ведущихся сейчас споров об оценке советского этапа украин­ской истории одними из наиболее признаваемых являются успехи, достигнутые в сфере образования. Ликвидация неграмотности в 20-е годы, рост общей и про­фессиональной культуры, прогресс науки определялись достаточно стройной го­сударственной системой образования.

Образование. Серьезные успехи были достигнуты в области ликвидации негра­мотности. Активно действовало добровольное общество "Долой неграмотность!", к началу 1930 г. в Украине было около 30 тысяч пунктов ликвидации неграмотно­сти с контингентом в 1,6 миллиона учеников. Сразу после окончания войны пред­принимались энергичные меры по преодолению беспризорничества. Широкую по­пулярность получили опыт и идеи педагога А.Макаренко.

1923–1924 учебного года с каждым годом росли ассигнования государства на про­свещение, что способствовало расширению школьной сети. В этом году в Украине работали почти 16 тысяч начальных и семилетних школ, в которых обучалось бо­лее 1,5 миллионов учащихся. В 1926–1927 учебном году в городах и поселках го­родского типа возник новый тип школ - фабрично-заводская семилетка, которая давала учащимся общее и политехническое образование, готовила их к продол­жению обучения в школах фабрично-заводского ученичества, в профшколах и техникумах. Несколько раньше были организованы трехлетние общеобразова­тельные школы сельской молодежи. В этих школах общее образование в объеме программы 5-7 классов совмещалось с теоретическим и практическим изучение сельского хозяйства. В 1934 г. для всего СССР было установлено несколько типов школ: начальная (1-4 классы), семилетняя (1-7 классы) и средняя (десятилетняя). Было введено обязательное начальное образование.

В Украине развивалось и среднее специальное образование (профессиональные училища и техникумы). Если в 1927 г. средних специальных учебных заведений было 158, в которых обучалось более 31 тысячи человек, то в 1940 г. их было 590, с числом обучающихся почти в 400 тысяч.

Число студентов высших учебных заведений росло не только за счет выпускников школ, но и за счет подготовительных курсов, открытых в 1919 г., рабочих факуль­тетов, основанных в 1921 г. Университеты были реогрганизованы в институты на­родного образования медицинского, технического,физического, агрономического, педагогического профиля. Большинство студентов составляли дети рабочих и крестьян. Крупными центрами традиционно были Киев, Харьков, Одесса, Днепро­петровск, где в 1933 г. восстановили университеты. В 1938 г. в Украине было почти 130 вузов с числом студентов 124 тысячи. Среди открытых вузов был До­нецкий индустриальный, образованный за счет слияния в 1935 г. горного и метал­лургического институтов, Донецкий медицинский.

Наука. Результатом и вместе с тем базой для дальнейшего развития культуры в полной мере стала украинская наука, как фундаментальная, так и прикладная. В развитии украинской науки активнейшее участие приняли великий природовед В.Вернадский, микробиолог и эпидемиолог Д.Заболотный, математик Н.Крылов, экономист М.Туган-Барановский, гигиенист и эпидемиолог А.Корчак-Чепурковский, литературовед С.Ефремов, А.Богомолец, работавший в области эксперименталь­ной патологии, Е.Патон, предложивший принципиально новые методы электро­сварки. Эти и ряд других ученых были достаточно широко известны за пределами Украины.

Среди гуманитарных подразделений Академии наук особую активность проявила историческая секция, работу которой возглавил вернувшийся в 1924 г. из эмигра­ции М.Грушевский. Он реорганизовал работу секции, создал научно-исследова­тельскую кафедру истории Украины, возглавил Археографическую комиссию, ре­дактировал журнал "Украина", "Научные сборники" исторической секции.

Медицинская наука в Украине развивалась организационно, качественно и коли­чественно. В 1921 г. в Академии наук была организована кафедра народного здо­ровья и социальной медицины с кабинетом профилактической медицины. В 1929 г. был основан институт микробиологии и эпидемиологии, в 1930 г. в Киеве стал работать большой научный центр по изучению проблем патологической физиоло­гии. Большой популярностью, заслуженным авторитетом пользовались терапев­тические школы М.Стражеско (кардиология, ревматизм, сепсис, клиническая гема­тология), Ф.Яновского (туберкулез, заболевания почек), офтальмологическая школа В.Филатова.

Литература. После революции особым драматизмом и сложностью в Украине, как и в России, был отмечен литературный процесс. Появилось такое направление, как пролеткультовство. Это было левацкое течение, теоретики которого отрицали значение классического наследия, пропагандировали создание "лабораторным путем" "чисто пролетарской культуры", которая соответствовала бы "пролетарской психике". В Украине теоретиками и активными пропагандистами пролеткультов­ских теорий были В.Блакитный, Г.Михайличенко, М.Семенко, М.Хвылевой. Эти теории были достаточно противоречивы. Так некоторые лидеры украинских про­леткультовцев (М.Хвылевой, В.Сосюра, М.Иогансен), с одной стороны, провоз­глашали идеи, которые можно назвать космополитическими, а, с другой стороны, подчеркивали особое значение использования и развития украинского языка, вы­ступали против насильственной русификации.

Украинский футуризм, который возник еще до революции, в первые послерево­люционные годы активизировал свою деятельность. Оформились организации футуристов. В 1922 г. в Киеве они создали "Аспанфут" ("Ассоциация панфутури­стов"), в Харькове действовал "Ком-Космос", в Одессе - "Юголиф". Футуристы во­инственно нападали на сторонников традиционных форм в литературе и искус­стве, пропагандировали урбанизацию культуры и экспериментаторство, европеи­зацию и модернизацию содержания и форм украинского искусства. В рядах футу­ристов было относительно много бывших символистов (О.Слесаренко, В.Ярошенко, М.Терещенко).

Еще в годы революции во главе с М.Зеровым возникла группа поэтов и литерату­роведов, которые ориентировались на создание высокого гармонического искус­ства на основе освоения классических образцов мировой литературы (М.Рыльский, П.Филипович, М.Драй-Хмара). Позднее оппоненты этой группы на­звали их "неоклассиками".

В первой половине 20-х годов появляется "теория борьбы двух культур" (украин­ской и русской), которую активно отстаивал один из лидеров Коммунистической партии Украины Д.Лебедь. Сторонники этой теории рассматривали украинскую культуру как отсталую, крестьянскую, отрицали необходимость ее развития. Эта теория на практике могла углубить разрыв между рабочими и многомиллионными крестьянскими массами, она укрепляла платформу двух национальных лагерей - русского и украинского, вооружая каждый из них идеей борьбы до полной победы "своей" культуры. Эта теория была осуждена на официальном уровне.

Разнообразие поисков путей идейной художественной выразительности вылилось в возникновение целого ряда литературно-худоественных объединений объеди­нений. В первую очередь это Союз крестьянских писателей "Плуг" (А.Головко, А.Копыленко, П.Панч, П.Усенко). В своей платформе этот Союз ставил задачу на­правлять творчество на организацию психики и сознания крестьянских масс, сель­ской интеллигенции в духе пролетарской революции.

Участники Союза пролетарских писателей "Гарт", среди которых были В.Сосюра, И.Кулик, М.Хвылевой, П.Тычина, Ю.Смолич, подчеркивали свою поддержку ком­мунистической партийности, а, с другой стороны, главный теоретик "Гарта" - В.Блакитный - говорил о создании "коммунистической культуры, культуры обще­человеческой, интернациональной и бесклассовой". Лидеры "Гарта", исходя из того, что культура - явление целостное, считали, что их организация должна объ­единять деятелей музыки, театра, живописи. "Гарт" распался в 1925 г., когда умер его главный организатор В.Блакитный.

В 1927 г. был создан ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей). За­метную роль в развитии художественной культуры играл Союз писателей "Запад­ная Украина" (М.Ирчан, Ф.Малицкий, А.Турчинская).

Острой критике в официальной прессе, литературоведении подверглась ВАПЛИТЕ (Вольная Академия Пролетарской Литературы), которая была создана по инициативе М.Хвылевого как альтернатива массовым и подчиненным властям официальным организациям. Он выступал против примитивизации литературного творчества и культуры в целом, настаивал на европейской ориентации, чято вы­разилось в лозунге: «Геть від Москви».

В это время продолжалась борьба за сохранение и развитие украинского языка, который по-прежнему подвергался нападкам. Русский писатель Ф.Гладков заявил, что этот язык "... покрылся уже прахом". М.Горький выступал против перевода ро­мана "Мать" на украинский язык.

Небывалую популяность в 20-е годы приобретает театральное искусство. На­стоящей творческой лабораторией стал театр Леся Курбаса «Березіль». Режисер выводил украинский театр на путь европейских поисков новых средств выразительности. Не случайно макеты театрального объединения «Березіль» получили золотую медаль на Вемирной театральной выставке в Париже в 1925 г. Здесь были впервые поставлены пьесы выдающегося драматурга М.Кулиша “Народный малахий”, “Мина Мазайло”.

Всемирная слава пришла к одному из основателей украинского киноискусства А.Довженко вместе с фильмами “Звенигора”, “Арсенал”, “Земля”. Стилистика, созданная Довженко, положила начало направлению, которое определяют как “украинский поэтический кинематограф”.

Искусство. Развитие живописи в Украине в послереволюционные годы происхо­дило в борьбе художественных течений и направлений. Наряду с теми, кто стоял на позициях традиционного реализма, творили сторонники футуризма, форма­лизма (например, росписи В.Ермилова Харьковского партийного клуба). Кроме массовых агитационных форм изобразительного искусства заметного прогресса до­бились станковая графика и живопись. В области станковой графики работали М.Жук, И.Падалка, В.Заузе. В живописи наиболее известными были полотна К.Костанди, Ф.Кричевского, А.Мурашко, М.Самокиша. Г.Нарбут оформил первые украинские советские книги и журналы "Искусство", "Зори", "Солнце труда". В За­падной Украине в первые послереволюционные годы работали такие художники, как И.Трут, А.Монастырский, И.Курплас.

Определились группы, развивавшие традиции украинских и русских передвижни­ков. Художники, которые вошли в "Ассоциацию революционного искусства Ук­раины", развивая национальные традиции, использовали формы византийской и староукраинской живописи. На западноевропейские образцы ориентировались ху­дожники, входившие в "Объединение современных художников Украины". На Все­украинских художественных выставках экспонировались лучшие произведения А.Шовкуненко (цикл "Одесский судостроительный завод"), Ф.Кричевского ("Мать", "Довбуш"), В.Коровчинского ("Крестьяне"). Киевский художественный институт стал настоящим центром авангардного изобразительного искусства. Сюда в это время возвращается Казимир Малевич – основоположник такого модернистского направления в живописи, как супрематизм, в котором изрображение складывалось из сочетаний простейших геометрических фигур. В 20-х годах кроме Украинской Академии искусства в Харькове и Одессе была организована целая сеть государ­ственных художественных музеев.

В развитии скульптуры главный упор делался на ее пропагандистских, идеологи­ческих возможностях. Практически в каждом городе, городском поселке были по­ставлены памятники В.Ленину. В конкурсах на проект памятника Т.Шевченко при­няли участие скульпторы разных регионов СССР. Победил М.Манизер, памятник которого в 1935 г. установлен в Харькове, он - автор памятников Т.Шевченко в Киеве и Каневе. В Донбассе хорошо известен памятник Артему И.Кавалеридзе, установленный в Святогорске.

Активной была музыкальная жизнь Украины. Были созданы Республиканская ка­пелла под руководством О.Кошица, капелла "Думка", которые много сделали для пропаганды украинской музыки. Началась деятельность музыкально-театрального института в Киеве, первые оперные труппы появились в Киеве и Харькове. В этот период проходил процесс жанрового обогащения украинской музыки. Это в значи­тельной степени связано с творческими поисками Л.Ревуцкого, В.Косенко, Б.Лятошинского, О.Чишко. Высокого уровня достигла украинская исполнительская культура. Среди исполнителей широко известными были певцы М.Литвиненко-Вольгемут, И.Паторжинский, О.Петрусенко, З.Гайдай, Б.Гмыря. Развитию украин­ской музыки, как и культуры в целом, мешала политика власти с ее пропагандист­ским отношением к искусству, бюрократической регламентацией, утилитаризмом и недоверием к "буржуазной эстетике". Возникло большое количество музыкальных объединений, часто враждебно относившихся друг к другу без достаточных осно­ваний, на конъюнктурной основе.

Архитектура прошла достаточно сложный путь развития. Главные качества архи­тектуры - это польза, прочность, красота (функциональное, конструктивное, эстетическое). В этот период делались попытки абсолютизировать одно из них, что снижало уровень архитектурных произведений в целом. В украинской архитектуре заметный след оставили такие направления, как рационализм - это стремление найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры, максимально освоить достижения современной науки и техники; конструктивизм - попытка создать жизненное пространство с помощью новой техники, ее логичных целесообразных конструкций, а также эстетических качеств таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике конструктивизма были частично реализованы лозунги производственного искусства. Примером рационализма является здание главпочтамта в Харькове, находящийся там же на площади Независимости комплекс административных зданий ("Госпром") специалисты относят как к рационализму, так и к конструктивизму, поскольку эти течения достаточно близки. Украинское барокко было в значительной степени вытеснено, хотя отдельные здания в этом стиле еще строились (Сельскохозяйственная Академия в Киеве).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: