Как и многие мастера Возрождения, отличался разнообразными талантами: живописец, монументалист, график, прикладник.
Родился в Аугсбурге, в семье художника. Город, находящий на юге Германии, торговал с Италией и культура итальянского Возрождения оказывала влияние на работу аугсбургских мастеров.
После завершения образования Гольбейн совершил традиционное путешествие и обосновался в Базеле, где и жил до 1526 года, после чего уехал в Англию. В 1518-1519 годах совершил поездку в Италию.
Портрет Бонифация Амербаха. 1519. Дерево, темпера. 28,5х27,5. Художественный музей, Базель.
Изображен сын издателя, по образованию юрист. В отличие от портретов кисти Дюрера, в портретах Гольбейна отсутствует эмоциональная напряженность. Портрет воплощает пластический и духовный идеал человека Возрождения.
Портреты Эразма Роттердамского. 1523. Бумага на дереве. 37х30. Художественный музей, Базель.
Известны несколько вариантов двух портретов: профильного и в три четверти.
|
|
Мертвый Христос. 1521. Дерево, темпера. 30,5х200. Художественный музей, Базель.
Реализм в изображении мертвого тела. Картина служила пределлой алтаря капеллы в кафедральном соборе города Фрайбурга.
Мадонна бургомистра Майера. 1525-30. Дерево, темпера. 146,5х102. Музей земли Гессен, Дармштадт.
Традиционная композиция с предстоящими, которые изображены с мадонной в одном масштабе. Но прменены две точки зрения: мадонна изображена снизу вверх. Образ мадонны собирательный, что хорошо заметно на фоне портретов конкретных людей. Мастерство показано и через складку ковра.
Портрет Анны Майер. 1526. Тонированная бумага, черный и цветной мел. 39,1х27,5. Открытое художественное собрание, Базель.
Образ в рисунке более будничный благодаря распущенным волосам.
Пляски смерти (Картины смерти). 1523-1526. 58 листов. 6,5х5. (гравировал Ганс Лютцельбургер).
44 гравюры изображают приход смерти, несколько листов, показывающих, как смерть явилась в мир и 7 детских сцен, не связанных прямо с темой серии.
Крестьянин и смерть.
Старик и смерть.
Судья и смерть.
Король и смерть.
Монах и смерть.
Тема характерна для этого времени. Серия носит явный сатирический и социальный оттенок: с представителями знати смерть ведет себя более бесцеремонно, чем с простыми людьми.
В Эрмитаже хранятся 32 пробных отпечатка.
Поездка в Англию была обусловлена начавшейся в Германии Реформацией, заказов не было.
С рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского Гольбейн знакомится с автором знаменитой «Утопии» Томасом Мором, портрет которого и его семьи им были написаны.
|
|
Портрет Томаса Мора. 1527. Дерево, темпера. 74,2х59. Коллекция Фрик, Нью-йорк.
Портрет семьи Томаса Мора. 1527. Бумага, тушь, перо. 38,8х52,4. Кабинет гравюр, Базель.
Сохранился рисунок к портрету, по которому можно судить о процессе работы: сначала делается графический композиционный набросок, а затем рисунки моделей в необходимом повороте. Рисунок содержит необходимые пометки, сделанные Гольбейном и Томасом Мором.
Портрет сына Томаса Мора. 1527. Бумага, черный и цветной мел. 32х28,1. Королевская библиотека, Виндзорский замок.
С 1530 года, после поездки в Базель, поселяется в Англии навсегда.
Портрет Георга Гисце. 1532. Дерево, масло. 97,5х86,2. Картинная галерея, Берлин.
Один из ранних портретов, выполненных в Англии, на котором изображен немецкий купец. Портрет в интерьере с большим количеством предметов, разнообразных по фактуре.
С 1536 года становится придворным художником короля Генриха VIII.
Портрет Генриха VIII. 1536-1537. Дерево, темпера. 28х19. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Портрет Генриха VIII. 1539-1540. Дерево, темпера. 88,2х75. Национальная галерея античного искусства, Рим.
Портрет Джейн Сеймур. 1536. Дерево, темпера. 65х40,5. Художественно-исторический музей, Вена.
Портрет французских послов Жана де Дентвиль и Жоржа де Сельва. 1533. Дерево, темпера. 207х29,5. Лондонская Национальная галерея, Лондон.
Двойной портрет в интерьере. Предметы: астрономические приборы и музыкальные инструменты – говорят об увлечениях изображенныхлюдей.Некий предмет на первом плане,парящий в воздухе – так называемая анаморфоза, популярная в западноевропейской культуре. Анаморфоза – намеренное искажение объекта (чаще растяжение), предполагающее рассматривание его в резком ракурсе, когда он принимает свои естественные пропорции.
Портрет французского посла Шарля де Солье, сьерра де Моретт. 1534-1535. Дерево, темпера. 92,5х75,4. Дрезденская галерея, Дрезден.
Шарль де Солье. 1534-1535. Бумага, уголь пастель. 33х24,9. Кабинет гравюр, Дрезден.
Рисунок к портрету отвечает на вопрос, почему портреты Гольбейна так ценились: на живописном портрете образ явно идеализирован.
Рисунки Гольбейна.
Сохранилось много рисунков художника (500 листов), выполненных с разными целями: эскизы портретов, эскизы композиций, рисунки для книг и изделий прикладного искусства (оклады книг, ювелирные изделия, сосуды).
Автопортрет. 1542. Бумага, пастель. 32х26. Галерея Уффици, Флоренция.
Рисунки на авторском экземпляре книги Э.Роттердамского «Похвальное слово глупости». 1515-1516. Перо, чернила, тушь. Кабинет гравюр, Базель.
82 рисунка, некоторые сделаны его братом Амброзиусом. В большей части рисунков штрих накладывается слева направо, что характерно для левши, каким и был Ганс Гольбейн.