Общие принципы научного исследования. Наука - это
Метод - основной способ сбора или обработки информации', методика совокупность технических приемов, связанных с данным методом', техника совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. |
высокопрофессиональная сфера деятельности. Одним из главных признаков профессионализма ученого является совершенное владение методикой и техникой исследования. Для девиантолога это справедливо в особенности. Изучая человеческое поведение нужно уметь изучать его. В этом разделе мы познакомимся с тем, что представляет из себя любое научное исследование. Другими словами, здесь мы излагаем общую методологию любого научного исследования. Познакомившись с общими принципами изучения человеческого поведения, мы - в следующих
разделах - переидем к рассмотрению конкретных методов, заимствованных из арсенала наук о человеке. Все, приводимые для иллюстрации
|
|
70 Глава I. Девиантология и изучение отклонений
теоретических положений, примеры будут иметь отношение к девиантологическим проблемам, хотя сама методология является универсальной.
Методология - общие принципы научного исследования, включая логику решения конкретных иобщих задач,логику подхода кпроблеме и анализа данных. |
С чего начинается любое научное изучение чего-либо (в том числе -человеческого поведения)? Правильно - с постановки и
определения проблемы! Ведь исследование требуется как раз в том случае, если существует какая-то проблема. Изучая ее, мы пытаемся найти информацию, способную помочь в разрешении этой проблемы. Все научные проблемы можно разделить на два вида: теоретические и прикладные.
Теоретическая проблема связана с отсутствием каких-либо знаний - ученый не может объяснить изучаемую область реальности, не может составить достаточно полного теоретического описания. Например, мы не можем объяснить какие именно факторы обеспечивают универсальность преступности, как социального явления - это теоретическая проблема. Прикладные проблемы имеют отношение к изменению социальной реальности. Например, от ученого требуется дать рекомендации, по снижению уровня преступности в конкретном регионе. Если неизвестно, какие именно факторы определяют динамику преступности в данном регионе, то мы имеем дело с прикладной проблемой. Таким образом, теоретические проблемы связаны с приращением научного знания, а прикладные - с использованием этого знания в конкретных целях. Важно помнить, что четкое определение проблемы, осознание того, что нам не ясно, что нужно исследовать - это краеугольный камень исследовательской процедуры. Ведь правильно поставленная и осознанная проблема - уже наполовину решена.