Тенденции в отечественной правовой практике

Обратившись к истории становления правовых отношений в СССР, мы можем выделить четыре стадии их развития.

Первая относится к самому началу становления советской системы. Ленин вслед за Марксом повторил тезис Монтескье о приоритете предупреждения преступлений по сравнению с карой за них. Активно используется идея превенции. Поэтому действующее в этот период законодательство было достаточно «мягким», по сравнению с последующими (включая ныне действующее). Однако рост преступности заставил пересмотреть многие положения. Поэтому реальная правоохранительная политика была достаточно жесткой.


Превенция —

от            лат

preventio  -

предупрежде

ние,

предотвраще

ние.

Второй          период, характеризующимся резким

ужесточением законодательно-правовых норм, относится к эпохе ГУЛАГа. В этот период удалось добиться значительного снижения уровня преступности. Заметим, что защитники «политических осужденных» часто игнорируют тот факт, что тяжкие уголовные преступления (убийство, изнасилование) относились к разряду государственных, т.е. расценивались, как «политические».

Третий период - неоднороден. Идея превенции была реанимирована Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС (1956). При всей демагогичности этих партийных заявлений, они позволили ученым разрабатывать теоретические и методологические основы превенции, а на практике наблюдалась либерализация наказания, сокращение доли лиц, осуждаемых к реальному лишению свободы, сопровождавшиеся снижением уровня регистрируемой


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                189

преступности (с 1961 по 1965гг. на 19%). Одновременно рос уровень реальной преступности.

Изменение этих тенденций характеризуют период горбачевской "перестройки". Доля лиц, приговариваемых к лишению свободы, сокращается в СССР с 45,2% в 1985г. до 33,7% в 1987г., количество освобожденных от уголовной ответственности с применением мер общественного воздействия увеличивается с 1985г. по 1988г. на 76%. Одновременно снижаются уровни преступности (расчете на 100 тыс. человек населения) с 752 в 1985г. до 636 в 1987г. (на 16%), самоубийств - с 24,6 в 1985г. до 19,1 в 1987г. (на 22%). Таким образом третий период длился в целом около 30 лет (От Хрущева до перестройки).

«Постперестроечный период» (четвертый) характеризуется возвратом

к репрессивной уголовной политике, ростом всех видов девиантного поведения. Так с 1987 по 1994гг. уровень преступности вырос в 2,2 раза, умышленных убийств (с покушениями) в 3,4 раза, тяжких телесных повреждений в 3,3 раза, самоубийств в 1,8 раза. В 1994 году Россия вышла на первое место в мире по уровню смертей от убийств, второе место по уровню смертей от самоубийств, с 1993г. - на первое место в мире по душевому употреблению алкоголя, обогнав Францию - традиционного «лидера». Увеличивается число потребителей наркотиков. Хотя с 1993-1994гг. фиксируется «снижение» количества и уровня зарегистрированной преступности, можно предположить, что это - лишь результат массового сокрытия преступлений от регистрации (обоснование этой точки зрения представлено в многочисленных публикациях отечественных криминологов). Широкое распространение приобрели организованная преступность и коррупция, но лидеры криминальных организаций и коррумпированные


190 Глава П. Социализация и социальный контроль.

чиновники и правоохранители редко оказываются на скамье подсудимых или в тюрьме.

Исследование современных форм социального контроля и практики девиантного поведения в России выявило следующие основные тенденции:

1. Усиливающаяся репрессивность уголовной политики (так, в 1988г. было осуждено за уголовные преступления 426 тыс. человек, в 1995г. - 1,036 тыс. человек, в том числе к смертной казни - в 1988г. - 115 человек, 1994г. -160 человек, 1995 - 143 человека, при резко сократившемся числе помилований - в 1995г., - всего 5 человек, в 1996г. - 1 человек, тогда как в 1993г. - помиловано 149 человек, в 1994г. - 134 человека; осуждено к лишению свободы в 1988г. -149 тыс. человек, 1995г. - 358 тыс. человек; количество заключенных на 100 тысяч человек населения в 1996г. -превысило 700, это первое место в мире, с большим опережением США - 2-е место, свыше 500 человек на 100 тысяч человек населения.);

2. Страшная по условиям отбывания наказания пенитенциарная система (тюрьмы, СИЗО, «зоны»);

3. Постепенное усиление репрессивности реакции   официальногоконтроля за нелегальным потреблением наркотиков (осуждено запреступления, связанные с наркотиками в 1989г. - 5 107 человек, в 1995г. - 38560 человек, рост за 6 лет - в 7,6 раза, при этом за сбыт наркотическихвеществ привлекаются к ответственности и осуждаются менее 10% отобщего числа, а подавляющее большинство - более 90% - за потреблениенаркотиков или иные действия, без цели сбыта; в новом УК РФ фактическиусилена уголовная ответственность за преступления, связанные снаркотиками, а так же сохранено принудительное лечение наркоманов, давнопризнанное неэффективным и носящее в наших условиях характер


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                191

дополнительной к наказанию репрессии). При этом сохраняется значительное отставание наркологической медицинской помощи от реальных потребностей;

4. Резкое снижение формального контроля за изготовлением, продажей и потреблением алкогольных изделий. Исполнение принятых нормативных актов по контролю за алкоголем блокируется изготовителями и поставщиками фальсифицированной продукции. В результате за период с 1987-1993 гг. смертность от острого алкогольного отравления выросла в России с 7,8 до 30,9 (на сто тысяч населения), то есть за пять лет в четыре раза, а в С.-Петербурге за 1987-1993 гг. с 6,2 до 49,1, т.е. за шесть лет в 7,9 раза. Правда по официальным данным, этот показатель в С.-Петербурге снизился в 1994г. до 46,3, в 1995г. -до 28,3;

5. Сохранение традиционных нормативных (административных и

уголовных) мер по контролю за проституцией при минимальном практическом их применении. При этом, «контроль» за занятием проституцией со стороны криминальных группировок становится все активнее и «эффективнее»;

6. Относительная активизация неформальных, негосударственныхформ социального контроля за некоторыми видами девиантного поведения.Это - негосударственные охранные и детективные организации; организации«самопомощи» (лиц, имеющих проблемы с алкоголем, наркотиками, бывшихзаключенных, гомосексуалистов и т.п.); частная медицинская (в т.ч.наркологическая) помощь; службы и телефоны «доверия» и д.р.; [Обобщенопо: Гилинский Я.И. Социальный контроль за девиантным поведением в современнойРоссии. М.,2000]

7. Двойственная роль средств массовой информации. С одной стороны, СМИ способствуют информированности населения, свободной дискуссии по


192 Глава П. Социализация и социальный контроль.

"острым проблемам" преступности самоубийств, наркотизации, коррупции и организованной преступности, преступности подростков, проституции и т.п. С другой стороны, СМИ нередко злоупотребляют демонстрацией и смакованием насилия, неквалифицированно преподносят фактические материалы, потрафляя популистским намерениям и действиям политиков. Особенно негативно проявляют себя в этом отношении отечественные масс-медиа, в первую очередь, кинематограф. Согласно оценкам экспертов, «...в результате деидеологизации тоталитаризма экран заполнили тотальный катастрофизм, растерянность, отчаяние, отсутствие веры в себя и какой-либо надежды на будущее. Вместо лакировки мы имеем либо чернуху, либо псевдоэстетизм, "уход от реальности"....Почти во всех без исключения современных фильмах государственные институты в лице носителей их функций интерпретированы резко негативно. Любая реальная или выдуманная опасность для жизни героев должна непременно завершиться смертельным финалом. Современный российский кинематограф не намерен (или не в состоянии) сыграть, хотя бы сымитировать, психотерапевтическую

РОЛЬ» (Дондурей Б.Д. О конструктивной роли мифотворчества.// Куда идет Россия?.. Поб общ. ред. Т.И.Заславской., М.: Аспект-Пресс - 1995, с.257-262). ДруГИМИ СЛОВаМИ МаСС-МСДИа НС

способны - на уровне массовых позитивных мифов - вытянуть людей, свою аудиторию из «негативной картины мира», которая так или иначе порождает рост отклонений.

Таковы, в общем, тенденции отечественной сферы правовых отношений.

Западный подход к преступности   (по материалам зарубежных источников).


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                193

Типы преступлений. В американской правовой практике одним из способов дифференциации преступлений является четкое различие между преступлениями против личности и преступлениями против собственности.

Преступления против личности, называемые также насильственными преступлениями, ранения, применение (или угрозу применения) силы против жертв. Насильственные преступления включают в себя четыре основных типа:

1. Убийство, в т.ч. неумышленное (все преднамеренные убийстваотличаются от смерти, вызванной случайностью, небрежностью);

2. Изнасилование (включая нападение с целью изнасилования, угрозуприменения силы и попытку изнасилования);

3. Грабеж (воровство или присваивание какой-либо ценности силойили угрозой применения силы);

4. Нападение с отягчающими последствиями (нападение с намерениемубить или причинить тяжкое телесное повреждение).

Преступления против собственности не включают в себя опасность ранения, угрозу (или) применение силы против жертв; целью является получение или разрушение собственности незаконными средствами. Основными типами преступлений против собственности являются:

1. Кража со взломом (взлом или незаконное вторжение в помещение сцелью совершения уголовного преступления, в т.ч. кражу, включаяпопытку кражи и т.д.);

2. Воровство / кража (незаконное присвоение собственности, безприменения силы, насилия или обмана - исключая растрату иподделку денег);

3. Угон транспортного средства (т.е. кража или попытка кражиавтотранспорта);


194 Глава П. Социализация и социальный контроль.

4. Поджег (умышленный поджег или попытка поджога чьего-либо дома, здания, транспортного средства, личного имущества и т.п., принадлежащего кому-либо).

ФБР называет эти восемь преступлений (4 - против личности и 4 -против собственности) индексными преступлениями. Так же их часто называют уличными преступлениями - термин, широко используемый в средствах массовой информации.

Другой важный способ дифференциации преступлений, отражает методы, используемые системой криминальной юстиции. Уголовные преступления, как более серьезные нарушения (например убийство, изнасилование, грабеж), наказуемы сроком более одного года тюрьмы. Проступки, незначительные правонарушения (например, пьянство, кража в магазине, нарушение порядка) наказуемы тюремным заключением на срок менее одного года.

Хотя этот раздел фокусирует внимание в основном на уличных преступлениях, можно определить еще по меньшей мере пять основных типов преступлений:

Серьезной социальной проблемой являются преступления среди "белых воротничков", т.е. преступления, совершаемые людьми, имеющими относительно высокий социально-профессиональный статус (кража компьютерных данных, растрата денег, обман потребителя, взяточничество). Девиантность среди элиты, является составной частью "беловортничковой" преступности.

Следующим типом является политическое преступление, т.е. неправильное ведение дел и преступление, совершаемое внутри или против политической системы. В результате правительственных преступлений, таких как Уотергейт, афера Иран-контрас, прочего сомнительного поведения ряда правительственных чиновников (например нелегальные взносы в предвыборную компанию, "торговля влиянием"), политическое


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                195

преступления являются проблемой особой значимости. Другой гранью политической преступности является политический терроризм (силовое незаконное влияние на субъектов политики).

Организованная преступность связана с "... непрерывной деятельностью субординированных и дисциплинированных ассоциаций индивидов, объединившихся с целью получения денежных или коммерческих выгод, полностью или частично незаконными средствами, в то же время защищающими свою деятельность посредством системы подкупа и коррупции."

Существуют так же преступления без жертв, в них трудно определить жертву: люди сами решают участвовать ли им в данной деятельности (например, продажа и покупка порнографии, проституция). Наконец, молодежная преступность (делинквентность) связана с незаконным или антиобщественным поведением части несовершеннолетних.

Для сравнения, отечественные криминологи выделяют 16 базовых форм преступности:

1. Насильственная преступность.        10.Профессиональная

2. Общеуголовная     корыстная         преступность,преступность.                                      11. Преступность в экстремальных

3. Экономическая преступность.             ситуациях.

4. Коррупционная преступность.       12.Пенитенциарная преступность.

5. Экологическая преступность.         13.Женская преступность.

6. Налоговая преступность.                14.Преступность

7. Государственная преступность.          несовершеннолетних.

8. Воинская преступность.                  15.Преступность мигрантов.

9. Организованная преступность.       16.Рецидивная преступность.

Официальная криминальная статистика. Криминальная статистика в США собирается официальными правоохранительными агентствами, сопоставляется и публикуется ФБР в форме единых криминологических


196 Глава П. Социализация и социальный контроль.

отчетов. Местные полицейские агентства посылают ФБР ежемесячные и годовые итоговые отчеты о преступлениях, имевшихся в их юрисдикции, что составляет основу статистики единых отчетов по стране.

За 1987 г., согласно ФБР, о 13,5 миллионах преступлениях было сообщено в полицию в Соединенных Штатах, из них примерно 12 млн. (ок. 89%) были преступления против собственности - кражи со взломом, воровство, угон автотранспорта, пожег. Преступлений против личности было совершено 1,5 млн., включая 20 000 убийств, 21 000 изнасилований, 518 000 ограблений, 855 000 нападений с отягчающими последствиями. Из статистики видно, что явное большинство преступлений в США является преступлениями против собственности. На основе данных о преступлениях, указанных в единых криминальных отчетах, ФБР подготовило диаграмму интервалов времени совершения преступлений:

ОДНО ИНДЕКСНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ КАЖДЫЕ 2 СЕКУНДЫ:

1. Одно насильственное преступление каждую 21 секунду:

а) одно убийство каждые 26 минут;

б) одно изнасилование каждые 6 минут;

в) одно ограбление каждую минуту;

г) одно нападение с отягчающими последствиями каждые 37 секунд.

2. Одно преступление против собственности каждые 3 секунды:

а) одна кража со взломом каждые 10 секунд;

б) одно воровство каждые 4 секунды;

в) один угон каждые 24 секунды.

Приведенные данные следует рассматривать тщательно и осторожно. Будучи наиболее совокупным представлением данных единого отчета, они предназначены степень ежегодной преступности, показывая относительную частоту совершения индексных преступлений. Этот способ изображения используется не как подразумевающий регулярность совершения этих


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                197

правонарушений; скорее это представление годовой пропорции преступлений фиксированными временными интервалами.

Как видно из приведенных данных, в США убийство совершается каждые 26 минут. По сравнению с другими странами Соединенные Штаты имеют исключительно высокий показатель убийств. Например, в 1980 г. было совершено 23 000 убийств, население США тогда составляло 227 млн. чел. Для сравнения, совокупное население Дании, ФРГ, Греции, Японии, Польши на 1980 год составляло 230 млн. чел. И тем не менее в этих странах было зарегистрировано немногим более 2 300 убийств. Таким образом, количество убийств в США в 10 раз превосходит аналогичный показатель в большинстве развитых Европейских стран (данные на вторую половину 80-х гг.).

Следует учитывать, что любая официальная статистика демонстрирует данные только по зарегистрированным преступлениям. Значительная доля реально совершенных преступлений (по некоторым оценкам, до 50% - 70%) туда не попадает. Тому есть несколько причин. Во-первых, некоторые жертвы преступлений не заявляют в органы охраны правопорядка о случившемся с ними (причины различны: неверие в действенность и справедливость закона, нежелание огласки, стремление разобраться «по-своему»). Во-вторых, возможности официального социального контроля ограничены и все случаи совершения преступлений в принципе не могут учитываться (система перегружена и часто просто не справляется). В третьих, часть преступников может воздействовать на агентов социального контроля, оставаясь безнаказанными (элитарная преступность).

Преступность в городских и сельских районах, (устаревшие данные - последние, которые публиковались открыто, по материалам западных источников).

В 1987 г. общий коэффициент преступности в районных метрополиях США составил 720 из 100 000 (т.е. было зарегистрировано 720 преступлений


198 Глава П. Социализация и социальный контроль.

на каждые 100 000 среднегодового населения районных метрополий -урбанизированных областей в которых ведется статистический учет), тогда как аналогичный показатель для сельских областей составил 177,7 на 100 000 чел. сред, населения. В том же году в городах было зарегистрировано 5 575 преступлений против собственности на 100 000 нас.; в то время, как сравнительный показатель в сельских районах сотавил! 723 на 100 000 (Бюро правовой статистики США, 1988). Эти цифры недооценивают степень, с которой преступность диспропорционально является городской проблемой. Насильственные преступления примерно в четыре раза более вероятны в городах, чем в сельских областях, вероятность преступлений против собственности в городах примерно в три раза более вероятна, чем на селе. Возможной причиной высоких показателей преступности в городских районах является большая вероятность потребления наркотиков в городах. Все возрастающее число доказательств этого показывает, что продажа и потребление наркотиков относится к криминальным явлениям.

Региональное изучение преступности в России позволило выделить два криминологических типа регионов: «северный» и «южный».

«Северный тип» отличается особо неблагоприятными характеристиками общеуголовной (особенно насильственной) преступности, существующей на фоне трудовой недостаточности, высокой концентрации пенитенциарных учреждений. Регионы этого типа отличаются высокой «зараженностью» криминальной субкультурой (наличие среди жителей множества людей с криминальным опытом), распространением традиций злоупотребления спиртным.

«Южный тип» отличается доминированием хозяйственных и экономических преступлений и вообще преступлений, совершаемых по корыстным мотивам. Характерна ориентация значительной части населения на коммерческую деятельность, что влечет за собой разрывы в социально-


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                199

экономическом положении различных групп и увеличивает ценность материального успеха.

Наркотики и преступность. В этом разделе мы опять опираемся исключительно на западный опыт. О наркотизации в России написано много, мы бы хотели, что бы читатели познакомились с западными криминологическими идеями (и фактами) в этой области. Наркоманы, особенно употребляющие героин, нередко совершают преступления. В Нью-Йорк Сити почти восемьдесят процентов мужчин, арестованных за серьезные преступления, прошли тест на наркотики положительно (т.е. было установлено, что они недавно употребляли наркотики). Было выяснено, что 40% из 1 672 убийств в Нью-Йорке в 1987 г. были связаны с наркотиками. Более того, большинство людей полагает, что официальная статистика недооценивает действительное количество преступлений, совершаемых наркоманами. Многие наркоманы становятся умелыми преступниками-предпринимателями, чтобы удовлетворять свои растущие потребности в наркотиках. Потребители героина обычно специализируются на каком-либо одном типе преступлений, который они считаю своим главным "полем деятельности" для мужчин наиболее часто им является торговля наркотиками, а для женщин магазинные кражи и проституция. По мере специализации их преступная квалификация повышается, в результате они с большой вероятностью могут избегать ареста за совершенные преступления. Это объясняет, почему статистика преступлений наркоманов явно занижена.

Преступность, связанная с наркотиками потрясла многие американские города; фактические с ней столкнулись почти все крупные города мира. Некоторые латиноамериканские страны находятся под все более возрастающим контролем наркоторговцев. Хотя Соединенные Штаты в целом не охвачены влиянием наркобанд, некоторые районы крупных американских городов контролируются хорошо вооруженными наркобандами, которые жестоко обходятся с теми, кто пытается вмешаться в


200 Глава П. Социализация и социальный контроль.

дела на их территории. В Вашингтоне в 1988 г. 372 человека были убиты, и примерно 80% смертей описывались полицией, как "связанные с наркотиками". Что бы справится с возрастающими проблемами, порожденными наркотиками, ряд законодателей и политических деятелей настаивают на декриминализации наркотиков. Декриминализация означает, что употребление наркотиков могло бы не являться преступлением, а специальные правительственные агентства распределяли бы наркотики тем, кто хочет их потреблять (возможно даже бесплатно). Те кто поддерживает декриминализацию обычно не выступают за легализацию наркотиков, что разрешило бы частную их продажу, которая сейчас незаконна (например сигаретные компании могли бы продавать сигареты с марихуаной).


Декриминал шация

исключение какого-то

поведения из

списка

преступных

Заинтересованность в декриминализации появилась в результате сформировавшегося мнения, что в настоящее время мало сделано в связи с ненасытным спросом на наркотики в США. Лозунги типа "Сразу скажи нет!" вряд ли сильно влияют

действий

на сознание наркоманов. Более того, невозможно полностью

закрыть границы государства для того, что бы прекратить поток наркотиков. Декриминализация могла бы вытеснить криминальный элемент из бизнеса, т.к. если правительство распределяло бы наркотики бесплатно или по номинальной стоимости, нелегальный наркобизнес лишился бы прибыли.

Декриминализация наркотиков: Голландский опыт. Сторонники декриминализации не могут быть воодушевлены опытом Нидерландов. Голландцы занимают весьма либеральную позицию в отношении наркотиков. Специально предназначенные магазины распределяют марихуану. В Амстердаме имеется принадлежащий городу дом, в котором открыто употребляют кокаин и героин. Специальные автобусы разъезжают по городу и распределяют метадон регулярно в определенные места. Несмотря на такую либерализацию преступность в Амстердаме резко возросла, причем большинство преступлений совершаются наркоманами.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                201

наркоманов из многих стран притягивает Амстердам из-за его либеральной политики в этой области. Некоторым видам бизнеса был нанесен ущерб, а имидж города как туристического центра поблек.

Наркотики и политическая власть: пример Колумбии. Одним из наиболее зловещих проявлений в области потребления наркотиков является то, насколько страны Латинской Америки стали контролироваться королями наркобизнеса. Правительственные официальные лица, выступающие против них и пытающихся арестовать и преследовать судебным порядком наркобаронов, сами находятся в смертельной опасности, а многие были убиты за свои усилия. В одной лишь Колумбии в период между 1985-1988 гг. наркокартели убили генерального прокурора, министра юстиции, более 50 судей, более десятка журналистов. В своих попытках сдерживать деятельность торговцев наркотиков, более 400 сотрудников полиции и армии были убиты. Любой колумбийский чиновник, высказывающийся против наркоторговцев вероятнее всего получит угрозы смерти. Многие попадают в черный список смертников (Айсикофф и Робинсон, 1989). В результате все меньше и меньше правительственных чиновников готовы противостоять наркокоролям.

Но дело не только в том, что не только правительственные организации все меньше готовы противостоять наркобизнесу, но наркокороли становятся правительством. Наиболее известным примером является лидер Панамы генерал Мануэль Норьега. С 1988 г. США предпринимали неоднократные кампании по свержению Норьеги, который имел репутацию ведущей фигуры в международной торговле наркотиками. Среди прочих действий, США наложили ряд экономических санкций против Панамы, включая отказ платить пошлины за пользование Панамским каналом. Однако, несмотря на годы попыток свалить Норьегу, он все же мог оставаться во главе политической власти Панамы. Колумбия поставляет около 80% кокаина, провозимого контрабандой в Соединенные Штаты, зарабатывая от 2,5 до 3


202 Глава П. Социализация и социальный контроль.

триллионов долларов на этом бизнесе. Фактически в настоящее время Колумбия шире экспортирует наркотики, чем другой свой знаменитый продукт - кофе.

Лидером одной из колумбийский наркокартелей является Родригес Гача. Он живет в городке со своей личной военизированной охраной, состоящей из ПО вооруженных людей, кроме того, он контролирует городскую администрацию, отвечающую за перевод и продвижение по службе офицеров полиции. Недавно картель Гачи участвовала в выборах и добилась контроля над еще пятью городками в северной части страны. Эта область легко может быть превращена в "наркогосударство" внутри Колумбии. Помимо контроля над местными правительствами, наркодельцы контролируют 1/12 продуктивной земли в сельской местности, одну из четырех крупнейших телевизионных станций, общенациональную сеть радиостанций, бизнес по продаже автомобилей, офисов., получают часть прибыли аптек, торгующих наркосодержащими лекарствами и контролируют, по меньшей мере, шесть профессиональных футбольных команд Колумбии. Как сказал редактор одной из крупнейших газет страны: "Эти люди более могущественны, чем государство" (Айскофф и Робинсон, 1989).

Дальнейшему укреплению власти наркобаронов способствует тот факт, что они предоставляют работу многим людям, для которых "наркозанятость" - единственный источник существования. Кроме того, наркокартели занимаются "наркофилантропией", материально поддерживая беднейшие слои общества, которые чувствуют себя глубоко обязанными и являются горячими сторонниками наркоторговцев. Так, один колумбийский наркобарон, Пабло Эскобар, построил для жителей беднейших районов 450 домов с водопроводом, электричеством, телефонами - удобствами, являющимися редкостью для бедняков Латинской Америки. Ни один из жителей бедняцких районов - баррио - никогда не платил какой-либо арендной платы за пользование этими домами. В результате, например, один


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                203

из жителей этих баррио сказал в интервью Вашингтон пост: "Мы любим дона Пабло....Он очень добрый человек". Девятилетний мальчик сказал: "Дон Пабло - отец для всех нас" (Вашингтон пост, 1989). Эскобара был одно время членом Конгреса Колумбии, а влиятельный журнал "Форбс" поставил его на 40-е место среди богатейших людей мира.

Однако, данные проблемы имеют место не только в странах Латинской Америки, существуют реальные свидетельства того, что наркодельцы в самих США становятся все более могущественными. Все более растет озабоченность тем, что полиция в США отступает под натиском наркобанд. Отражает ли то что наблюдается сегодня в Латинской Америке возможное будущее Соединенных Штатов?

Возможно интерпретировать то, что имело место в Латинской Америке и то, что, возможно, произойдет в США с точки зрения марксистской теории. Так, одно из основных марксистских положений, фактически сводится к ому, что наиболее экономически могущественная часть общества вероятнее всего будет контролировать политику и идеологию. Маркс, конечно, имел в виду, прежде всего, легитимных капиталистов, однако нелегальный капитал наркобаронов вполне может легализоваться в приобретении последними теле- и радиостанций, лоббировании своих интересов в правительстве и т.д. -другими словами оказывать классическое (по Марксу) влияние на управление обществом. Да и «легитимный» капитал имеет в своем распоряжении массу ресурсов для сокрытия своего происхождения. Некоторые эксперты всерьез говорят о сращении «теневого» и «легального» капитала в западных обществах (особенно в США).

Американская система правосудия и наказания*. Сегодня большинство американцев считают, что люди, совершившие преступления, должны быть осуждены к тюремному заключению, однако, исторически эта практика пресечения относительно молода. Во время колониального периода

"Раздел написан по материалам американского учебника Sociology /Kammayer, Ritzer, Yetman/N.-Y. -London - Sidney, 1993


204 Глава П. Социализация и социальный контроль.

большинство осужденных преступников подвергалось штрафам, ударам кнутом или заключением под стражу. В случае достаточно серьезных преступлений применялось повешение. Колонисты не задумывались о возможности заключения преступников в тюрьму на определенный период времени (Ротман, 1971). Лишь после колонизации идея тюремного заключения преступников стала подлинной практикой.

Сегодня в США переполненность тюрем стала серьезной проблемой. Количество обитателей государственных и федеральных тюрем в 1987 г. составляло 582 609 человек (Бюро правовой статистики США, 1988). В 1980-х гг. количество заключенных выросло более чем на четверть миллиона (на 76%). Вызывает опасения увеличение количества заключенных женщин, причем их число росло быстрее, чем число заключенных мужчин каждый год с 1981 г.

Цена тюремного заключения.               К сожалению, одна охрана

заключенных, не говоря о содержании, требует значительных расходов. В 1983 г. (последний год, по которому есть статистические данные) муниципальные, окружные, федеральные правительства и правительства штатов потратили примерно 10,4 триллиона долларов на расходы, связанные с содержанием тюрем (Министерство Юстиции США, 1988). Это более чем в четыре раза превосходит цифру в 2,3 триллионов долларов, потраченных на такие же расходы в 1973 г. (Справочник криминально-правовой статистики США, 1983, 1984, с. 2-3). Помимо расходов на улучшение охраны и содержания, расходы на полицию, суды, прокуроров и адвокатов достигли общей стоимости в 1983 г. почти 40 триллионов долларов.

Арест и тюремное заключение, как факторы, сдерживающие преступность. Угроза тюремного заключения, предположительно действует в качестве фактора, сдерживающего преступность. Можно различать два типа сдерживания. При "конкретном" (specific) сдерживании действительное наказание индивида предполагает удержание его/ее от совершения других


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                205

преступлений в будущем. "Общее" (general) сдерживание включает в себя угрозу наказания и идею о том, что люди не совершают преступления из боязни быть схваченными и отправленными в тюрьму (Майранн и Грэй, 1987).

Вопрос, поднятый "конкретным" сдерживанием: какова степень вероятности того, что преступник совершит другое преступление после наказания или ареста. Недавние исследования показывают, что арестованные (когда-либо) преступники с меньшей вероятность совершают преступления, чем те, которые были отпущены полицией. Это оказалось действительно верным для тех, кто впервые преступил закон, но особенно верно для опытных преступников (Смит и Гартин, 1989). Лица, подвергавшиеся аресту за криминальные действия, имеют меньшую вероятность совершить преступление в дальнейшем, чем те, кто был отпущен полицией. Этот вывод почти полностью аналогичен результатам полевого эксперимента, в ходе которого выяснилось, что мужчины, арестованные за домашнее насилие, менее склонны повторять свои насильственные действия, чем те, кто не подвергался аресту за подобные действия (Шерман и Берк, 1984).

Хотя аресты, по-видимому, удерживают людей от будущих криминальных действий, этого нельзя сказать о тюремном заключении. Одно из исследований показало, что суровость наказания (тюремного заключения) не уменьшает вероятность повторных преступлений; тюремное заключение, в действительности увеличивает вероятность совершения других преступных деяний (Шеннон, 1980). Другие исследования показали, что примерно одна треть людей, отбывавших срок в тюрьме, а затем освобожденных, позже вновь возвращались в тюрьму. Это называется рецидивизм (Валдо и Грисволд, 1979). Если одна треть людей, бывших какое-то время в тюрьме, не удерживаются от дальнейших преступлений, это говорит о том, что многое, связанное с тюремным опытом, может привести к дальнейшей криминализации личности. Более того, даже если можно предположить, что


206 Глава П. Социализация и социальный контроль.

тюрьма особенно сдерживает преступность среди "белых воротничков", недавние исследования показывают, что, даже, преступники из привилегированных слоев общества не удерживаются от дальнейших преступлений посредством приговоров к тюремному заключению (Мур, 1987).

Тенденции в западной системе социального контроля преступности. Эпоха Просвещения и XIX век подарили человечеству веру в то, что насилие и преступность - результат "неразумного" устройства и управления обществом, что стоит (с помощью науки) объяснить людям как надо жить и изменить социальные отношения в соответствии с Разумом, проблема преступности будет решена сама собой. Ж.Ж.Руссо, К.А. Сен-Симон, О.Конт - неполный перечень имен великих мыслителей веривших в возможности человеческого разума. Девиантность рассматривалась, как временное явление. Однако XX век развенчал все эти надежды, "подарив" человечеству, помимо устойчивого роста преступности (около 5% в год -среднемировой показатель на 1990-е гг.) две мировых войны, сотни локальных войн, гитлеровские и сталинские лагеря, "холодную войну", геноцид, правый и левый экстремизм, фундаментализм, терроризм и т.д. и т.п.

В целом, социальная практика XX века явно продемонстрировала, что человек есть существо не только доброе и разумное, но и темное и злое. Что степень склонности человека к убийству себе подобного не зависит от просвещенности общества, что наличие или отсутствие образования почти не влияют на степень жестокости, к которой человек оказывается способен, что голос Разума легко заглушается "жаждой крови". При этом, как и ранее, передовые технологии активно используются в практиках преступлений, убийства и насилия. Появление оружия массового уничтожения, учитывая легкость, с которой человек убивает себе подобных, ставит под угрозу само существование всего Человечества. Не удивительно, что постмодернизм в


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                207

социологии и криминологии конца XX века, приходит к выводу, что сама социальная реальность девиантна (Sammer С., 1999). Социологи и криминологи, исследующие формы латентной (скрытой) преступности (И.Валерстайн, К.Вайл, Р.Портфельд и др.) установили факт практически тотальной криминализации взрослого населения западных обществ (Manheim J., 1965). Таким образом, дискредитировалось само понятие преступления, с его "универсальным" признаком общественной опасности. Это вынуждало констатировать тот факт, что в условиях плюралистичности интересов и множественности социальных конфликтов понятие «преступление», есть не что иное, как результат "социального спора". Другими словами, выигравшие "социальный спор" получают возможность диктовать обществу свои, специфические правила и определения того, что есть правомерно или неправомерно. Приходится констатировать, что если борьба с преступностью и ведется (с сомнительным успехом), то преимущественно против "уличной преступности", тогда как огромный пласт "беловоротничковой", "элитарной", "респектабельной" преступности (преступность выигравших в "социальном споре") остается вне "зоны внимания" со стороны общества. Одновременно, не смотря на все усилия государственных органов, статистика официально регистрируемых преступлений продолжала расти. Имеются основания предположить, что что-то в самой социальной системе продуцировало преступность ее членов. Среди ученых-социологов все чаще встречается мнение, что это ценностные основания современной Западной культуры, с ее утилитаристской, прагматичной моралью, оставляющей не много места духовности.

Все описанные процессы привели к тому, что в большинстве «цивилизованных» стран общепризнанными стали представления о "кризисе наказания", кризисе уголовной политики и уголовной юстиции, кризисе государственного и политического контроля. Вот почему последняя из 11-ти


208 Глава П. Социализация и социальный контроль.

рекомендаций Национальной Комиссии США по уголовной юстиции предлагает "изменить повестку дня уголовной политики от "войны", к "миру".

Активно развивается движение аболиционистов за отмену не только смертной казни, но и тюремного заключения, как не выполняющего своих функций, с переходом на альтернативные меры наказания, за переход от юстиции "возмездной" к "восстанавливающей". Кризис репрессий и уголовной юстиции очевиден. Более прогрессивной, перспективной представляется в мировой криминологии и девиантологии идея превенции, т.е. такого воздействия общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения и факторы ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций и к несовершению потенциальных девиантных поступков.

Обобщая, можно выделить следующие характерные черты современной западной политики социального контроля над девиантным поведением:

• признание несостоятельности репрессий ("кризис наказания");

• изменение стратегии социального контроля от "борьбы и войны" к"мирному сосуществованию";

• поиск мер социального контроля, альтернативных репрессивным;

• приоритет превенции.

Именно идея превенции - т.е. недопущения, предотвращения преступлений составляет в настоящее время основное содержание прогрессивных новаторских подходов к проблемам преступности.

В рамках одного параграфа невозможно осветить все аспекты преступности, да мы и не ставили перед собой подобной цели. Целью было -дать читателю общее представление о преступности, в контексте прочих видов девиантности. Интересующимся темой подробнее, советуем


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                209

обратиться к учебникам по криминологии, благо они доступны и, в большинстве своем, написаны хорошо. В следующей главе мы рассмотрим различные теории отклоняющегося поведения, а сейчас - подведем итоги. Резюме:

Преступление - наиболее явная форма девиантности,привлекающая наибольшее внимание агентов социальногоконтроля;

В России наиболее тяжелая криминогенная ситуация сложилась впостперестроечный период, сопровождающийся бурным ростомпреступности и «выдвижение в лидеры» по целому рядукриминогенных показателей: статистика убийств, самоубийств,алкоголизации и т.д.; борьбе с преступностью сильно мешаетвысокий уровень коррупции;

Преступления разделяются на различные типы, в зависимости отсвоей специфики; классификация преступлений в отечественной изападной правовой практике частично различается;

Официальная криминальная статистика отражает лишь частьпроцессов в данной сфере, во всех современных государствах великуровень латентной преступности;

Преступления имеют выраженную региональную специфику;

Наркотики сильно влияют на преступность, причем опытдекриминализации наркотиков дает (на примере Голландии)отрицательные результаты; наркотики и вообще криминальныйкапитал, влияют и на политическую сферу, подчиняя ее своемуконтролю;

Современные методы контроля над преступностью (арест итюремное заключение) не всегда эффективны; все большеераспространение получает идея превенции, как основной методборьбы с преступностью.


210 Глава П. Социализация и социальный контроль.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: