Создавать фронтальные фары с малым размером по высоте и с эффективной светоотдачей можно с применением длинных эллипсоидных отражателей. Такие отражатели позволяют делать однолучевые фары, как ближнего так и дальнего света, малогабаритными и помещать их за общим защитным стеклом. Получается моноблок фронтального света. Желание иметь на автомобиле моноблочную конструкцию фары продиктовано не только современным дизайном, но и необходимостью промывать и очищать защитное стекло на ходу автомобиля. Ясно, что это проще реализовать на стекле моноблока.
В моноблоке размещаются не только фары, но и все остальные фронтальные фонари (габаритные огни, противотуманные фары, указатели поворотов). Таким образом, сам моноблок теперь становится многофункциональной передней фарой. Такие фары в последнее время находят широкое применение.
Немецкая фирма BOSCH предложила так называемую тройную фару (рис. 5), которая объединяет в себе функции дальнего, ближнего, стояночного и противотуманного света. Сбоку к такой фаре "пристегивается" или устанавливается непосредственно в моноблоке фонарь указателя поворота. Начиная с 1994 года, такие фары (несколько измененных конструкций) устанавливаются на автомобилях "Volkswagen", "Audi", "Opel".
|
|
Особенностью многофункциональных фар является то, что каждый из фронтальных фонарей имеет свой собственный, отдельный от других, оптический отражатель. Здесь больше не используются двухнитевые электролампы, а каждый отражатель рассчитан с помощью компьютера таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать назначению данного фонаря.
Отражатель в фонаре ближнего света выполнен в виде разнопрофильных зеркал, каждое из которых ориентировано в нужном направлении. Это позволяет использовать всю поверхность отражателя (а не половину, как в обычных универсальных фарах) и отказаться от теневого экранирования. При этом ослепление встречного водителя уменьшается на 30%, а яркость освещения дороги увеличивается на 20%. Для многофункциональных фар разработана новая галогенная однонитевая электролампа Н7 (фирма HELLA). Эта лампа более надежна, так как потребляет меньше электроэнергии (45 Вт), чем ее прототип — лампа Н1 (55 Вт).
В описываемой тройной фаре лампа Н7 используется для дальнего и ближнего света. В фонаре противотуманного света установлена лампа Н1 прежней конструкции.
• Для автомобилей высокого потребительского класса многофункциональные фары изготавливаются с применением всех известных способов повышения эффективности фронтального освещения. Фирма BOSCH выпускает новые фарные моноблоки "Litronic" (Litronic — в переводе с нем. означает "свет с электронным управлением"). Внешний вид моноблока показан на рис. 6.
|
|
В его конструкцию входят:
а) фонарь дальнего света с галогенной лампой 6 типа Н7 (45 Вт) или НВ3 (60 Вт) и со сплющенным параболическим отражателем 9;
б) фонарь ближнего света 4 с газоразрядной лампой 5 типа D2S (35 Вт), с эллипсоидным малогабаритным отражателем и с рассеивающей линзой;
в) противотуманный фонарь с галогенной лампой Н3, с миниатюрным параболическим отражателем и с рассеивающей линзой;
г) лампа 10 габаритного огня (5 Вт), установленная в отражателе 9 дальнего света;
д) фонарь 1 указателя поворотов, который установлен на корпусе 8 фары сбоку и закреплен специальными пластмассовыми замками;
е) корректор положения блока отражателей с электронно-управляемым электроприводом (поз. 13);
ж) съемное защитное стекло 3 с корректирующей оптикой для ближнего и без оптики для дальнего света (устанавливается в пластмассовом корпусе 8 моноблока на пружинных фиксаторах).
Фары "Litronic" имеют несколько модификаций. Так, фара "Litronic-Bosch" 0 301 047 202, блок отражателей которой показан на рис. 7, разработана специально для автомобиля "Audi-A8".
Она снабжена корректором положения отражателей, электронным блоком управления и прибором высоковольтного зажигания для газоразрядной лампы (см. рис. 6). Эти устройства устанавливаются для каждой фары в отдельности на ее пластмассовом корпусе.
• Газоразрядная лампа
— это новый компонент в современной фаре.
Светоотдача газоразрядной лампы в три раза выше по сравнению с галогенной лампой той же мощности.
Очень интересным и важным новым качеством фонаря ближнего света на газоразрядной лампе является тот факт, что он излучает свет, близкий к спектру солнечного луча. Такой свет позволяет формировать с помощью многопрофильного отражателя световое пятно на автодороге без контрастной границы перехода от светлого к темному.
Это делает фару ближнего света еще более совершенной, так как активная безопасность движения автомобиля в ночное время повышается.
Все составные компоненты фары " Litronic" (защитное стекло, электролампы, электронный блок управ ления и коррекции, прибор зажигания) можно заменять по отдельности и переставлять из одной фары (кроме стекла) в другую.
• В самое последнее время для многофункциональных фар разработан фронтальный фонарь дальнего света с применением стекловолоконной оптики. Одна из возможных конструкций такого фонаря показана на рис. 8.
Торец световода полируется по форме рассеивающей линзы 6 и рефлектор отражателя практически не нужен. Это позволяет делать фару очень малых размеров (с диаметром менее 50 мм).
Второй особенностью фонаря со стекловолоконным жгутом 3 является то, что электролампа 4 находится вне объема корпуса 1 фары. Теперь корпус, отражатель, рассеивающая линза, защитное стекло и все прочие детали фары могут изготовляться из пластмассы. Малые размеры позволяют создавать многофункциональные моноблоки фронтальных фар любой конфигурации, а расположенная вне отражателя фары электролампа более не является источником теплового излучения.
Использование в стекловолоконном фонаре газоразрядной электролампы делает луч дальнего света наиболее оптимальным.