Интонация, её основные элементы. Этикетные функции интонации в речевом общении.
Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.
Для того чтобы овладеть интонационными средствами во всей их полноте, необходимо понять сущность этого сложного феномена.
С помощью интонации передается информации об эмоциональном состоянии говорящего, его настроении, физическом состоянии и, самое главное, его отношении к предмету речи и к слушателю.
Литературовед, мастер устного рассказа, И. Андроников писал: «...интонация... не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но одним и тем же словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую емкость. Вплоть до того, что слово обретет прямо обратный смысл».
Компонентами интонации являются: мелодика, синтагматическое членение, паузация, фразовая акцентуация, громкость, темп и тембр.
Главным компонентом является мелодика, т.е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т.д. интонации.
|
|
Для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая. Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению.
Важными компонентами интонации являются синтагматическое членение и паузация.
Синтагматическое членение — это разбиение высказывания на смысловые отрезки, которые в устной речи характеризуются обособленным интонационным оформлением. Эти отрезки являются интонационно нечленимыми и называются фонетическими синтагмами (другое, устаревшее название — «речевые такты»).
Одним из средств синтагматического членения является пауза (перерыв в звучании). По словам К. С. Станиславского: «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».
В связи с этим можно считать паузацию относительно самостоятельным интонационным средством и определить ее как расстановку пауз (перерывов в звучании). В зависимости от того, каким образом высказывание разбивается на синтагмы, его смысл может существенно изменяться. Широко известным примером является фраза «Казнить нельзя помиловать».
|
|
Паузы необходимы, чтобы дать слушателям возможность осмыслить услышанное, поэтому если в речи паузы слишком короткие или отсутствуют совсем (такое иногда случается, если время речи ограничено), то слушатель может «потерять» часть передаваемой ему информации. Существуют грамматические паузы и паузы хезитации.
Грамматическая пауза (ее называют также логической) диктуется лексико-грамматической структурой предложений.
Паузы хезитации (т.е. колебания) возникают в речи в том случае, если человек не подготовлен, не знает, что или как сказать, задумывается при выборе слов и т.п. Такие паузы могут возникать в любом месте высказывания и никак не связаны с его лексико-грамматической структурой. Часто эти паузы бывают «звучащими», т.е. наполняются звуками — «э-э-э», «м-м-м» и т.п. Речь, содержащая паузы хезитации, раздражает слушателей, расценивается как признак неуверенности, некомпетентности говорящего.
Особый вид пауз — это паузы психологические, цель которых — привлечь и удержать внимание слушателя, вызвать у него интерес к сообщению. Психологические паузы могут не совпадать с синтаксическим членением предложения, но являются, как правило, запланированными.
Фразовая акцентуация, т.е. расстановка фразовых акцентов в высказывании, — еще один важнейший компонент интонации.
В зависимости от того, на какое слово падает выделительное ударение, смысл фразы может изменяться.
Например: — Вы пойдете в театр? — Да, в театр.
— Вы пойдете в театр? — Да, пойдем.
— Вы пойдете в театр?— Да, мы.
Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность звучания обычно уменьшается к концу высказывания. Общий уровень громкости речи зависит от многих экстралингвистических (неязыковых) факторов. Например, у людей разных национальностей существуют различные представления о допустимом уровне громкости речи.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).
Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством: выражения степени важности содержания, привлечения внимания слушающего, облегчения понимания и запоминания, выражения эмоционального состояния говорящего, придания речи выразительности.
Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.
Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности. Поэтому в данном случае обычно говорят о разных качествах голоса.
Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Умение рационально использовать компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки — одно из необходимых условий соблюдения речевого этикета. Речевой этикет – это нормы общения, которые обеспечивают участникам коммуникации успешный диалог. Основной функция речевого этикета считается демонстрация позитивного настроя и уважения к человеку. И в этом очень важное место занимает интонация высказывания. Носитель языка безошибочно определяет весь диапазон интонаций – от подчеркнуто вежливой до пренебрежительной. Однако определить, какая интонация соответствует речевому этикету, а какая выходит за его рамки, в общем виде, без учета конкретной речевой ситуации едва ли возможно. Так, в русской речи выделяют (вслед за Е.А.Брызгуновой) семь основных «интонационных конструкций» (т.е. типов фразовой интонации). Произнесение одного и того же высказывания с различной интонацией (соответственно, реализация различных интонационных конструкций) выражает различные противопоставления: по смыслу, по актуальному членению, по стилистическим оттенкам и в том числе – по выражению отношения говорящего к слушающему. Этим отношением и определяется, какую интонационную конструкцию в данном случае следует использовать, а какую – нет. Так, в соответствии с этикетными правилами интонация не должна указывать на пренебрежительное или покровительственное отношение, намерение поучать собеседника, агрессию и вызов. С помощью интонации обеспечивается создание взаимного комфорта участников диалога.
|
|
Список использованной литературы:
1. Введенская, Людмила Алексеевна (филолог). Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов: для студентов нефилологических факультетов высших учебных заведений / Л.А.
2. Гойхман О.Я.; Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М.:ИНФРА– М., 2003.
3. Рогозин Ю.П. Секреты общения. - М., 1990.
4.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1987
Подготовила: студентка 1 курса заочной формы обучения института профессионального развития, направление практическая психология Самодурова И.Ю.
Эксперимент 1.