Компонентами интонации являются: мелодика, синтагматическое членение, паузация, фразовая акцентуация, громкость, темп и тембр

Интонация, её основные элементы. Этикетные функции интонации в речевом общении.

Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.

Для того чтобы овладеть интонационными средствами во всей их полноте, необходимо понять сущность этого сложного феномена.

С помощью интонации передается информации об эмоциональном состоянии говорящего, его настроении, физическом состоянии и, самое главное, его отношении к предмету речи и к слушателю.

Литературовед, мастер устного рассказа, И. Андроников писал: «...интонация... не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чем идет речь, но одним и тем же словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую емкость. Вплоть до того, что слово обретет прямо обратный смысл». 

Компонентами интонации являются: мелодика, синтагматическое членение, паузация, фразовая акцентуация, громкость, темп и тембр.

Главным компонентом является мелодика, т.е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т.д. интонации.

Для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая. Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению.

Важными компонентами интонации являются синтагматическое членение и паузация.

Синтагматическое членение — это разбиение высказывания на смысловые отрезки, которые в устной речи характеризуются обособленным интонационным оформлением. Эти отрезки являются интонационно нечленимыми и называются фонетическими синтагмами (другое, устаревшее название — «речевые такты»).

Одним из средств синтагматического членения является пауза (перерыв в звучании). По словам К. С. Станиславского:  «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

В связи с этим можно считать паузацию относительно самостоятельным интонационным средством и определить ее как расстановку пауз (перерывов в звучании). В зависимости от того, каким образом высказывание разбивается на синтагмы, его смысл может существенно изменяться. Широко известным примером является фраза «Казнить нельзя помиловать».

Паузы необходимы, чтобы дать слушателям возможность осмыслить услышанное, поэтому если в речи паузы слишком короткие или отсутствуют совсем (такое иногда случается, если время речи ограничено), то слушатель может «потерять» часть передаваемой ему информации. Существуют грамматические паузы и паузы хезитации.

Грамматическая пауза (ее называют также логической) диктуется лексико-грамматической структурой предложений.

Паузы хезитации (т.е. колебания) возникают в речи в том случае, если человек не подготовлен, не знает, что или как сказать, задумывается при выборе слов и т.п. Такие паузы могут возникать в любом месте высказывания и никак не связаны с его лексико-грамматической структурой. Часто эти паузы бывают «звучащими», т.е. наполняются звуками — «э-э-э», «м-м-м» и т.п. Речь, содержащая паузы хезитации, раздражает слушателей, расценивается как признак неуверенности, некомпетентности говорящего.

Особый вид пауз — это паузы психологические, цель которых — привлечь и удержать внимание слушателя, вызвать у него интерес к сообщению. Психологические паузы могут не совпадать с синтаксическим членением предложения, но являются, как правило, запланированными.

Фразовая акцентуация, т.е. расстановка фразовых акцентов в высказывании, — еще один важнейший компонент интонации.

В зависимости от того, на какое слово падает выделительное ударение, смысл фразы может изменяться.

Например: — Вы пойдете в театр? — Да, в театр.

             — Вы пойдете в театр? — Да, пойдем.

           — Вы пойдете в театр?— Да, мы.

Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность звучания обычно уменьшается к концу высказывания. Общий уровень громкости речи зависит от многих экстралингвистических (неязыковых) факторов. Например, у людей разных национальностей существуют различные представления о допустимом уровне громкости речи. 

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).

Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством: выражения степени важности содержания, привлечения внимания слушающего, облегчения понимания и запоминания, выражения эмоционального состояния говорящего, придания речи выразительности.

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности. Поэтому в данном случае обычно говорят о разных качествах голоса.

Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Умение рационально использовать компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки — одно из необходимых условий  соблюдения речевого этикета. Речевой этикет – это нормы общения, которые обеспечивают участникам коммуникации успешный диалог. Основной функция речевого этикета считается демонстрация позитивного настроя и уважения к человеку. И в этом очень важное место занимает интонация высказывания. Носитель языка безошибочно определяет весь диапазон интонаций – от подчеркнуто вежливой до пренебрежительной. Однако определить, какая интонация соответствует речевому этикету, а какая выходит за его рамки, в общем виде, без учета конкретной речевой ситуации едва ли возможно. Так, в русской речи выделяют (вслед за Е.А.Брызгуновой) семь основных «интонационных конструкций» (т.е. типов фразовой интонации). Произнесение одного и того же высказывания с различной интонацией (соответственно, реализация различных интонационных конструкций) выражает различные противопоставления: по смыслу, по актуальному членению, по стилистическим оттенкам и в том числе – по выражению отношения говорящего к слушающему. Этим отношением и определяется, какую интонационную конструкцию в данном случае следует использовать, а какую – нет. Так, в соответствии с этикетными правилами интонация не должна указывать на пренебрежительное или покровительственное отношение, намерение поучать собеседника, агрессию и вызов. С  помощью интонации обеспечивается создание взаимного комфорта участников диалога.

 

Список использованной литературы:

1. Введенская, Людмила Алексеевна (филолог). Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов: для студентов нефилологических факультетов высших учебных заведений / Л.А.

2. Гойхман О.Я.; Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М.:ИНФРА– М., 2003.

3. Рогозин Ю.П. Секреты общения. - М., 1990.

4.Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1987

 

Подготовила: студентка 1 курса заочной формы обучения института    профессионального развития, направление практическая психология Самодурова И.Ю.

 

 

Эксперимент 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: