Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.
Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве.
Рассмотрим литературные объединения того времени.
Литературные объединения, группировки.
Пролеткульт и «Кузница».
Пролеткульт – это культурно-просветительные организации, студии литераторов, художников и актеров.
|
|
«Кузница» - группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта (Д.Бедный, Ю. Лебединский).
Идейный руководитель Пролеткульта – А.Богданов.
Цель организаций: создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «Выработка самостоятельной духовной культуры».
Образы – символы: «кузницы», «легионы труда», «порванные цепи», «тревожный набат», «ураган воли»…
Коллективная личность, скрепленная единством мировоззрения, тем, мотивов, приемов, была важнее индивидуальной.
ЛЕФ (Левый фронт искусства) 1923 – 1929г.
Идейные вдохновители – поэты-футуристы: В.Маяковский, О.Брик, Н.Чужак, А.Крученых, Б.Арватов, В.Каменский.
Цель организации: утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве – «литературу факта», репортажа, монтирования вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого.
1.Прямое отрицание искусства: «Надо ежедневно плевать на алтарь искусства».
2.Литература факта: «Содержание=Факт=Бытие». Отрицание художественного вымысла, литература приравнивается к ремеслу.
3.Понятие «метод» не возникало. Главное для художника – выполнение социального заказа, он предполагает уход от творческой индивидуальности.
Перевал».
Возникли в противовес другим группам (1923-1924г.) Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться»), психологизм – главное понятие, художник максимально должен использовать интуицию.
Идейные вдохновители: А.Воронский, Э.Багрицкий, М.Светлов, М.Пришвин и др.
Цель организации: искренность творца, т. е свобода, нравственность творчества; большое внимание к эстетике, а не к партийным директивам; изображение полноценного человека.
|
|
Крайность: психологизм рассматривался на уровне подсознательного, интуитивного.
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей).
Идейный вдохновитель: Л.Овербах.
Участники: А.Фадеев, А.Серафимович, Д.Фурманов.
Цель организации: управлять литературным процессом, Заменить вдохновение социальным заказом, стремление рассадить писателей по классовым нишам, «скамейкам».
Главное: ориентация на массового пролетарского читателя, утверждение партийной пролетарской литературы.
Анализ поэзии 20-х годов.
Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику.
ПОЭЗИЯ 20-х ГОДОВ.
Пролетарская поэзия Романтическая поэзия
- Традиционный герой – Представители: Н.Тихонов,
герой «МЫ» (массовый герой) Э.Багрицкий, М.Светлов
- Ситуация – защита революции;
построение нового мира
- Жанры – гимн, марш Культурологическая поэзия
- Штампы (сформировалась до 17 года)
- Максимальная абстрактность Представители: А.Ахматова,
Представители: В.Князев, И.Садофьев, Н.Гумилев, В.Ходасевич,
В.Гастев, А.Маширов, Ф.Шкулев, И.Северянин, М.Волошин
В.Кириллов
Поэзия с философской ориентацией
Представители: В.Хлебников, Н.Заболоцкий
Стихотворения разных направлений.
Пролетарская поэзия.
Мы, несметные, грозные
Легионы Труда
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты...»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.
В.Кириллов «Мы».
Романтическая поэзия.
Н.Тихонов
Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
«Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920
Житейские детали в поэзии Тихонова переплетались с символикой:
Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой соленой,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор – золото лимонов.
«Мы разучились нищим подавать…» 1921.
Культурологическая поэзия
А.Ахматова
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
|
|
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Философская поэзия
В.Хлебников
Волга! Волга!
Ты ли глаза-трупы
Возводишь на меня?
Ты ли возвела мертвые белки
Сел самоедов, обреченных уснуть,
В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов,
Затерянные в снегу?
Ты ли шамкаешь лязгом
Заколоченных деревень?..
«Волга! Волга!»
Проза 20-х годов.
Начало 20-х годов в литературе было ознаменовано повышенным вниманием к прозе. Она пользовалась преимуществом на страницах первого советского журнала «Красная новь», издававшегося с лета 1921 года. Исторические события, совершавшиеся вокруг, затрагивали всех и каждого и требовали не только выражения эмоций, сколько их осмысления. Советская проза 20-х годов была неоднородна ни в момент своего появления, ни позже, в процессе читательского восприятия.
ПРОЗА 20-х ГОДОВ
Официальная литература Неофициальная литература
А) Участник революции - типичный герой, У героя своеобразный, иной путь. Его
путь его эволюции - это осознание эволюция – это переосмысление
собственной человеческой личности революции. Факт свершения
через связь с революцией. революции – необязательное условие
Движение от тропы к революционной принятия ее как ценности. Герои -
дороге (изменение речи и мыслей) люди, у которых другие жизненные
А.Фадеев «Разгром», ценности,они ценят общечеловеческие
Н.Фурманов «Чапаев». категории (радость, скорбь, жизнь,
Б) Сама революция закономерна и ценна. смерть). Возникает не столько масса,
Герои ориентированы на социальные и классовые сколько личности в народе. Акцент
|
|
ценности. Критерии: красные – хорошо, на личность.
белые – плохо; бедные – хорошо, богатые – А.Платонов «Чевенгур»
плохо. Народ изображается как масса.
Показана эволюция массы через осознание
революции.