Лекция 6. от 21.04.2020
Вопрос № 29. Понятие «Я-концепции» как системы представлений о самом себе.
Впервые проблему «Я-концепция» начал разрабатывать философ У. Джеймс (1842-1910) в рамках изучения структуры личности. Первое подробное описание и определение Я-концепции появляется в теории личности гуманистического психолога Карла Роджерса (1902-1987).
В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя одним из элементов действительности, глобальное личностное «Я» (Self) У. Джеймс рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» (I) и «Я-как-объект» (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта («Я-как-объект»).
Согласно теории личности К. Роджерса оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Структура «Я» формируется через врожденные тенденции к самоактуализации и через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры) - является продуктом процесса социализации и выступает ядром саморегуляции личности. Всю воспринимаемую информацию индивид преломляет через Я-концепцию, использует ее как фильтр восприятия и на этой основе выстраивает своё поведение.
|
|
Я-концепция — это относительно устойчивая и осознанная система психологических процессов, ожиданий, установок, убеждений и представлений личности о себе, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Основным фактором Я-концепции является внутренняя согласованность того, что человек думает о самом себе и об окружающих. Кроме того, собственное представление о себе он может сформулировать в словесной или письменной форме.
Формирование и становление Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Социальное окружение оказывает влияние на формирование Я-концепции при помощи социального сравнения (внешность, пол, будущая специальность и т.д.), определяя личностные качества человека и принадлежность к тем или иным социальным группам.
Я-концепция как совокупность установок «на себя»
Компоненты Я-концепции (любая установка включает в себя три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий):
- когнитивный - убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным - образ Я - представления индивида о самом себе;
- эмоционально-оценочный - эмоциональное отношение к когнитивному убеждению - самооценка - аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
|
|
- поведенческий - соответствующая поведенческая реакция, которая может выражаться в конкретных действиях, вызванных образом Я и самооценкой.
В Я-концепции, как совокупности установок «на себя», рассматриваются три основные модальности самоустановок:
1) Я реальное - представление о том, каков я на самом деле. Но в восприятии себя человек субъективен и пристрастен, поэтому нельзя говорить о действительности или объективности Я реального;
2) Я идеальное - представление о том, каким я хотел бы быть. Служит источником формирования ценностных ориентацией и целеполагания;
3) Я зеркальное - представление о том, как меня воспринимают окружающие.
В каждой из самоустановок присутствуют аспекты: физическое Я, эмоциональное Я, социальное Я и интеллектуальное Я (Рис. 1).
Рисунок 1. Структура Я-концепции
Образ Я или картина Я - описательная составляющая Я-концепции. Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам - самооценка или принятие себя.
Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В структуре Я-концепции самооценка является формой познания человеком самого себя и всегда носит субъективный характер. Развитие самооценки — это динамический непрерывный процесс, который происходит в течение всей жизни человека и испытывает определённые индивидуальные и возрастные изменения.
Самооценка бывает:
- заниженная - ведет к развитию комплекса неполноценности, неуверенности в себе;
- адекватная - дает хорошее самочувствие личности и более эффективное включение ее в систему социальных связей;
- завышенная - заставляет человека преувеличивать свое значение в различных ситуациях, что приводит к конфликту и нарушению социальных связей.
Формирование самооценки:
1) соотношение «Я реального» и «Я идеального». С одной стороны высокая степень совпадения реального «Я» с идеальным считается важным показателем психического здоровья. С другой, – в случае их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается как своеобразное противопоставление «Я идеального» и «Я реального».
2) мнение других людей:
· внушение/убеждение - интроецирование, включение в свой внутренний мир взглядов, мнений и установок других людей;
· моделирование - копирование самооценки других людей;
· реакция других - интерпретация реакции других людей на себя.
3) соотношение достижений и притязаний
Самооценка= УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ (У. Джеймс)
Индивид может улучшить самооценку, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки.
Функции Я-концепции (Р. Бернс):
- способствует достижению внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт или знания, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности искаженно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Именно недопущение травмирующей информации позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу психику или даже жизнь человека.
|
|
- анализирует жизненный опыт. Я-концепция действует как внутренний фильтр. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе: хорошо - плохо, нравится - не нравится, полезно - вредно и т.д.. Т.е. всю информацию, получаемую из вне, человек интерпретирует исходя из своего опыта.
- является источником ожиданий, т.е. представления человека о том, что должно произойти - самореализующееся пророчество (гуманистическая концепция).. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать социальных контактов.