Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Чтобы выработать какое-либо качество, необходимо, чтобы воспитанник хорошо понимал значение этого качества, нравственно был уверен в общественной и личной полезности определенного типа поведения.
Рассказ на этическую тему - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов событий, имеющих нравственное содержание.
Функции: служит источником знаний
обогащает нравственный опыт
служит способом использования положительного примера
в воспитании.
Требования к применению рассказа:
должен соответствовать социальному опыту воспитанников,
сопровождаться наглядностью (иллюстрации, фото, изделия народных умельцев, произведения живописи),
должна быть создана соответствующая эмоциональная обстановка (костер, автобус, весенний сад, музыкальное сопровождение и т.д.),
профессионально изложен
не торопить воспитанников с ответом, дать почувствовать содержание,
|
|
должен быть коротким.
Могут быть использованы рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского, стихотворения А. Барто, Е. Воронковой и др.
Этическая беседа - это диалог учителя и детей, предметом обсуждения которого являются нравственные проблемы.
Цель беседы:
Углубление и упрочение нравственных понятий,
обобщение закрепление знаний,
формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Виды беседы: плановые и неплановые.
индивидуальные и групповые
Требования к групповой плановой беседе:
тема - исходя из общего содержания воспитательной работы («Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище»),
должна носить проблемный характер,
должна быть эмоционально близка воспитанникам,
заблаговременно продумать вопросы,
может быть предварительная подготовка по некоторым вопросам,
подбираются факты, примеры из жизни, наглядность,
примерный сценарий:
вступление,
сообщение конкретных фактов,
обсуждение, анализ с активным участием всех собеседников,
обсуждение аналогичных ситуаций,
обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств,
применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.
дать возможность высказать каждому свое суждение,
направлять беседу в нужное русло, помочь прийти к правильному решению,
временные границы беседы: с младшими школьниками -15-20 мин.
Требования к индивидуальной беседе:
обсуждаемый вопрос должен действительно беспокоить наставника,
тактично объяснить воспитаннику его ошибку,
|
|
беседа должна носить задушевный характер,
в присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии и высокомерия.
3. В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением.
Функции: проектирование в личности воспитанника положительное, вселение веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов.
Правила применения:
Многое здесь зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и дел.
Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести.
Показать сущность негативного поступка и его последствий,
Создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению.
4. Внушение - это словесное воздействие одного лица на другого (или группу лиц), которое принимается на веру, не критически.
В.М. Бехтерев определил, что детская внушаемость связана с физиологическими и психологическими особенностями детей:
недостаточной опытностью,
отсутствием прочно сложившегося мировоззрения,
слаборазвитой критической способностью,
особую роль играет и привычное признание авторитетности взрослых, чьи слова и действия служат предметом подражательности и внушения.
Требования к применению внушения:
хорошо знать положительные и отрицательные качества личности ребенка;
распространять на все сферы поведения детей:
снять переживание по поводу взаимоотношений со сверстниками
снять чувство обиды («Он совсем не хотел тебя обидеть, просто так получилось. Вот увидишь, завтра он извинится, скажет, что был неправ»)
использовать только в том случае, когда требуется затормозить какое-либо нежелательное проявление ребенка или наоборот, стимулировать нравственно оправданное поведение;
Бехтерев советует во время внушения держать руку на голове ребенка (так устанавливается физический контакт, сближение с ребенком, это располагает ребенка к сближению).
Положение руки на голове ассоциируется у ребенка с поглаживанием, т.е. с добрым отношением взрослого к нему. Возникает чувство близости, доверия;
должна быть различная обстановка в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка:
мягкий, эмоциональный, чувствительный ребенок - более внушаем в сердечной обстановке
рассудительный, отрицательно настроенный ребенок - легче поддается внушению при волевом внушающем побуждении: «Хватит рассуждать. Садись делать уроки!»
упрямый - требуют косвенного внушения (когда идея, которую необходимо внушить ребенку, завуалирована (рассказ об образцовом поведении другого ребенка).
слова внушения следует произносить четко, убедительно, эмоционально выразительно;
внушающие воздействия следует повторить, но желательно, в новых формулировках;
должен быть контроль за впечатлением, которое произвело на ребенка внушение;
не злоупотреблять внушением, т.к. надо воспитать самостоятельную, творческую личность ребенка.