Действию, все ненужное — отметать.
Мелкие задачи должны поглощаться более крупными и,
Составляясь вместе, превращаться в сквозные действия роли так же, как
Сквозные действия роли, в свою очередь, должны слиться в сквозное
Действие всего спектакля.
Эта схема действует как «обязательная программа» для фигуристов,
Пока они не приступили к «произвольной программе», т.е.
Художественной. Все это обязательно надо решить, определить и знать.
Это скелет. Иначе ничего не получится.
С одной стороны, это схема творчества, с другой — как же творчество
не любит и боится таких схем! Неспособный человек может превратить
Все это в догму, в протокол. Художник — никогда. Ни один талантливый
Режиссер на практике не чертит таких схем. Но всегда может точно
Ответить на любой из вопросов по поводу репетируемой пьесы. Поэтому
Уместно здесь будет вторично привести слова А.Д.Попова, с
Возмущением отметившего в записной книжке: «В области режиссуры
|
|
Станиславский, художник могучей фантазии, призывает к протоко-
Лированию фактов и действий. Художник огромной эмоциональности
Ополчается на эмоцию, переживание и «состоянчество», утверждая
Действие и логику поведения. И как ужасно получается, когда эти
Рецепты попадают в руки людей с бедной фантазией или людей,
Лишенных творческого темперамента.
Боже мой, как они рады и в то же время как они скучны и бедны* в
Искусстве. И как не похожи на Станиславского».
Надо всегда это помнить. А поэтому — по «обязательным схемам»
Затем сочинять и сочинять плоть, душу, героев спектакля, сочинять, не
Останавливаясь.
ТРИ ЧАСТИ
Трагедия должна иметь умеренную величину для
Того, чтобы быть легко обозримой и легко
Зап о м и н а ем о й; р азм е р тр а гед и и д ол ж е н
Определяться самой сущностью дела, так как
Лучшей пьесой по величине следует признать
Такую, которая расширена до полного выяснения
Сюжета... Действие трагедии должно быть четко,
Сжато и целостно... Целостно то, что имеет
начало, середину и конец... *
Аристотель. Поэтика
Это аксиома, не требующая доказательств, т.е. каждое временное
Явление в жизни имеет свое начало и конец, все течет, все изменяется...
Утром встает солнце, а вечером — садится за горизонт. Утро, день,
Вечер. Но каждый день
* Выделено M.T.
85
Встает другое солнце, и уходит оно от нас, не похожее на то, что встало
Из-за горы утром. Вернее, так по-разному видит это солнце человек.
|
|
Надо считать неудавшейся ту роль, которая, несмотря на интересную
Внешнюю характеристику, не претерпевает в спектакле никаких
Изменений. Это противопоказано закону драматического искусства. А
Как часто, к сожалению, мы встречаемся на сцене с актерскими
Работами, которые на протяжении спектакля никак не меняются, т.е.
Лишены процесса развития.
Даже в отдельных эпизодах герой спектакля должен претерпевать
Изменения в поведении, состоянии, ритме, эмоциональности Не может
Быть, чтобы герой, войдя в сцену и выдержав в ней поединок с
Партнером-противником, вышел бы из нее, не изменившись ни в чем. Это
Первый признак того, что сцена неправильно построена или партнеры не
Общались, не воздействовали друг на друга. Ведь общение — это
Стремление что-то изменить в поведении партнера. А раз изменения не
Произошло, значит, не было и общения, этой основы сценической жизни.
Каждый сценический эпизод, каждое событие, каждая роль только
Тогда могут считаться законченными, если состоят из трех составных
Частей: начала, середины и конца. Если перевести эти понятия на
Терминологию шахматной игры, то можно сказать, что у каждой роли
Должен быть свой дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Очень
Интересно сравнить законы шахматной игры и законы сценической
Борьбы, сценической жизни. Эти законы точно передают формулу
Любого сценического акта, будь то развитие роли, развитие действия или
Построение всего спектакля.
I часть. Подготовка (начало, дебют).
Обычно в данной части роли актер должен охарактеризовать героя,
Рассказать, каким он кажется окружающим, с кем ему приходится
Встречаться и какие у него с людьми отношения. Актер должен
Подчеркнуть своим поведением, какое место в назревающем конфликте
Отведено его герою, какую тему придется ему разобрать и как он, актер, к
Этому относится.
II часть. Поединок (середина, миттельшпиль).
Это центральная часть роли, самая обширная и трудная. Здесь
Сосредоточены главные бои-поединки героя за свои убеждения. Здесь
Должен полностью стать понятным его характер. Здесь герой проявляет
Себя в столкновении с главным конфликтом пьесы, демонстрируя, по
Сравнению с началом, скрытые в его характере наклонности и
Стремления. К концу этой части герой или выигрывает поединок, или
Проигрывает его. Очень важно для этого определить главную, цен-
Тральную, сцену роли. Эта сцена, чаще всего, расположена ближе к
Концу этой части.
И, наконец, эндшпиль!
III часть. Конец.
Нет роли без окончания. Его надо найти. Во что превратился герой?
Каким он стал? Чем кончается повествование о его роли в этом
Происшествии? Найти окончание роли — важный момент в создании
Художественного сценического образа. Поэтому я настоятельно советую
Режиссеру, ставящему спектакль, и всем актерам, работающим над
Ролями, составлять (хотя бы мысленно) «таблицу развития характеров
Героев»: по их состоянию, по их поведению.
86
К примеру:
На первый взгляд, все как будто абсолютно понятно. Но на практике
Определить эти три этапа развития роли не так уж легко. Как начать
Рассказывать о человеке, которого я должен сыграть? как развить
Рассказ и показать героя в момент наивысшего нервного напряжения?
Как окончить повесть о нем? — все это очень важные вопросы в процессе
Построения и постижения роли. «Театр (драма) показывает развитие
|
|
Человеческой воли, преодолевающей препятствия, воздвигнутые на ее
Пути роком, судьбой или обстоятельствами...», — так говорит
Французский критик Брюнетьер, подчеркивая слово «развитие».
Именно через противоречия и конфликты все меняет свой вид,
Характер, становится новым и неузнаваемым. Борьба — это начало,