Что, собственно, делают в театре? Через слова и ремарки автора
Театр вычитывает психологию действующих лиц. Эту
Психологию переводит на язык поведения, действия, в
Результате чего возникает уже звучащее слово — венец
Выразительных средств актера. От того, как театр сумеет
Рассмотреть, а потом красочно рассказать о том, что происходит в
Глубинных пластах психологической жизни героев, зависит успех или
Неуспех спектакля у зрителя.
Театр — слишком дорогое удовольствие, полностью поглощающее
Человека, чтобы использовать его не по назначению. Да, театр
Обязательно должен быть зрелищем, но зрелищем высокого искусства. А
Раз это так, он не может ограничиться только задачей просто «давать
Представления». Он должен изменять людей и, в первую очередь,
Самого себя. Если актер притворяется, что верит в идеи, которые он
Проповедует со сцены, если он по-настоящему не живет этими идеями в
Жизни, он- никогда не станет проповедником, а будет только лишь
Развлекателем. Раньше театр всеми силами добивался от зрителя,
Чтобы тот верил в существование на сцене королей и героев. Но,
Поскольку в современном театре делать это становится все труднее,
Появилась тенденция все решать через самого актера. Актер становится
Сегодня носителем идей, которые проповедует театр. Его личность в
Сегодняшнем спектакле играет гораздо более важную роль, чем раньше.
Почти повсеместно исчезает со сцены грим в том понимании, как это
Было принято раньше. Актеры меньше обращаются к внешней характер-
Ности, оставляют из старого арсенала минимум актерских
Выразительных средств. Все сосредотачивается на внутреннем мире
Актера и его убеждениях. Именно поэтому значение личности актера
Становится неизмеримо больше. Исчезает само понятие
«представлять». Зритель с негодованием отворачивается от «представ-
ляльщиков»**. Для того, чтобы зрительный зал стал сообщником театра,
Сами актеры должны быть особенными людьми, с которыми интересно
Общаться. Часто в жизни нам встречаются такие талантливые люди. Они
Не актеры, но окружающие всегда проявляют по отношению к ним
Необычайный интерес, эти люди всегда становятся центром внимания.
Для актера это необходимое профессиональное качество.
Театр в идеале — это содружество талантливых
Высокообразованных фанатиков, влюбленных в свою миссию.
Они должны вести людей за собой, это должно быть их единственной
Потребностью и смыслом жизни.
Актеры-проповедники должны обращаться непосредственно к душам
И сердцам своего зрителя, а сам коллектив актеров должен быть ярким
Примером своей проповеди. Театр — это содружество актеров-
Художников, которые являют людям пример сверхорганизованности
И истинной гражданственности, которые способны посвятить себя
Т я ж к о м у т р у д у — р а с с к а з ы в а т ь «о ч е л о в е -
* 1956 год.
** С тех пор, как это было сказано, прошло каких-то 30 лет, а сколько всего изменилось.
М.Т. был все-таки человеком романтического склада, верил в торжество
Справедливости, в победу психологического театра. Сегодня ему было бы, наверное,
Больно, узнай он, что психологический театр сильно сдал свои позиции, а в моде сегодня
— одни «представлялыцики».
167
Ке, ради человека, через человека». Театр для таких людей должен
Стать истинным храмом искусства в полном смысле этого слова.
Настоящий театральный спектакль существует в единственном
Экземпляре. Он однажды переживаем, а потому уникален по своей
Природе.
Сколько гипсовых головок Нефертити расставлено по нашим
Квартирам, их штампуют по дешевке ремесленники. И только одна-
Единственная головка царицы, высеченная из рыжеватого песчаника и
Хранящаяся в берлинском музее Бодо, — неповторимый шедевр,
Великое произведение искусства. Она несет на себе следы конкретных
Людей, конкретной эпохи, она единственная в своем роде.
Древнегреческий философ Гераклит говорил, что в одну и ту же реку
Нельзя войти дважды. Если мы захотим войти в нее вторично, она будет
Уже не той рекой, в которую мы входили в первый раз, — та вода утечет, а
На ее место притечет новая. Но один раз мы все же войти в нее можем.
Так и настоящий спектакль.
Поэтому актер, идущий на очередной спектакль, каждый раз всем
Своим существом должен готовиться к участию в этом неповторимом,
Однажды случающемся «театральном чуде». А это «чудо» не каждый раз
Возникает.
Сколько раз я наблюдал за игрой А.Хорава в роли Отелло*. Никто
Никогда не мог заранее сказать, как он будет играть сегодня. Даже он сам.
Самое драгоценное возникало неожиданно, но именно это и было
Великим праздником искусства. У меня всегда в такие минуты было
Ощущение, что сам А. Хорава здесь ни при чем, что он только посредник
Между мной, обыкновенным, и чем-то большим, недосягаемым, что он
Только причина возникновения театральной магии и в некотором роде ее
Жертва. Завороженный чудом театра, зрительный зал дышал с ним
Единым дыханием и чувствовал единым чувством. Но бывали случаи,
Когда он играл плохо, никак не мог включиться в роль, и зрительный зал
Существовал отдельно. Несчастье, а может быть, и счастье нашего
искусства в том, что ему нельзя крикнуть: «Остановись, мгновенье!». Оно
Исчезает так же случайно, как возникает.
Серго Закариадзе и Зина Кверенчхиладзе, играя «бой-поединок» во
Втором акте «Антигоны» Ж. Ануя, каждый раз разыгрывали его
Неповторимо, иначе, действуя и переживая в зависимости друг от друга,
Каждый раз по-новому реагируя на неожиданные выпады партнера. Ведь
В этом и есть вся суть нашего искусства, когда зрители становятся
Свидетелями талантливой сценической импровизации-борьбы. Я лично
Считаю, что это и есть основа основ драматического искусства. Только
Настоящая импровизация перед зрителем, только подлинная борьба
Между партнерами может заставить зрительный зал стать соучастником
Происходящего на сцене. А этого не так легко добиться. Импровизация
— суть театра! Конечно, это не имеет ничего общего со сценическим
Хулиганством и неумелой литературной отсебятиной. Станиславский
Говорил, что любую импровизацию следует репетировать, как минимум,
Раз пятьдесят.