Вернуть в «лоно» сочинительства, предложив самые неожиданные
Этюдные темы.
Проделывать импровизацию лучше, не меняя места действия. Частая
Смена места действия мешает сосредоточиться на сочинении
Действенных ходов и взаимоотношений «действующих лиц».
Такие импровизации в начале занятий представляют из себя нечто
Крайне нестройное, часто даже непонятное, но зато проходят всегда при
Большом волнении и с увлечением. Если такими этюдами заниматься в
Течение одного года, двух лет, студенты постепенно овладевают
Хорошей техникой импровизации и сочиняют увлекательнейшие этюды,
Соотнося при этом части композиции и, что самое главное, соблюдая
Момент развития.
Обычно в начале работы над импровизациями отсутствие действия
Студенты пытаются подменить многословной болтовней, или, как это
Часто называют, отсебятиной. С этим пороком нужно бороться очень
Активно, так как многословие — бич самой природы импровизации.
|
|
Очень важно приучить студентов к тому, что в этюде главное — действие,
А не слово. Если происходит иначе, педагог должен немедленно
Остановить импровизацию.
Чтобы отучить студентов от многословия в этюдах, можно применять
Два средства. Первое — это когда во всем этюде участнику разрешается
«растратить» только семь-десять слов («обойма слов»), а второе — это
когда вместо слов студентам дается «таблица умножения»*. Эти «меры
Наказания» нужно применять вперемежку с нормальным этюдом, где
Слово становится органичным продолжением действия, а не
Задерживает его.
Существует три вида импровизации:
Когда импровизация представляет собой так называемый поток
Жизни. Это импровизации, возникающие сами собой, случайно, не по
заранее задуманному плану;
Когда участники заранее договариваются о примерном сюжете
Будущего этюда. В таких случаях кто-то из участников становится
Инициатором. Обычно это
* Здесь надо понимать, как «абракадабру», ничего не значащий набор слов.
198
Бывает наиболее талантливый студент, обладающий развитым
Творческим воображением, он фактически становится ведущим этюда,
его воля управляет всеми, и все ему подчиняются;
И, наконец, высший класс импровизации, когда у всех участников
Этюда есть свои варианты и они начинают их приводить в действие, не
Открывая своего замысла, но навязывая партнерам свою волю.
Почувствовав, какой из вариантов наиболее любопытный, более точный,
|
|
Участники с этого момента стараются довести его через обострение до
Своеобразной кульминации, выражающей суть разыгрываемой темы.
Этот дар конструирования участники приобретают долгими и частыми
Тренировками, но зато это дает поразительные результаты. Такие
Импровизации способны сочинять только очень привыкшие друг к другу
Партнеры и только те, кто научился сочинять действия в самом процессе
Действования, сочинять и, сочиняя, тут же выполнять.
Импровизации приучают студентов быстро соображать в самой
Невероятной ситуации, ориентироваться в самых разнообразных
Жизненных условиях и реагировать на малейшее изменение в действии
И поведении партнеров, требуют от участников много выдумки и
Находчивости.
Историк итальянского театра Л.Риккобони почти двести пятьдесят лет
Тому назад писал: «Актер-импровизатор играет живее и естественнее,
Чем актер, играющий заученную роль, он лучше чувствует, а,
Следовательно, и лучше говорит то, что творит, чем те, что заимствуют у
Других при помощи запоминания... Внешности, памяти, голоса, даже
Чувства недостаточно актеру, который хочет импровизировать, — он не
Может иметь успеха, если у него нет быстрой и плодотворной фантазии,
Большой и легкой выразительности, если он не владеет тонкостями
Языка и если он не изучил всего того, что необходимо знать при
Разнообразных положениях, в которые ставит его роль».
Импровизация вырабатывает у ученика стремление находить свой
Собственный способ выражения желаний и стремлений, привычку
Самостоятельно решать действенные ходы отдельных эпизодов.
Обычно в начале работы над импровизациями студент стесняется,
Ему неловко, он ужасно скован, но постепенно увлекается игрой-
Импровизацией, овладевает техникой этой игры, и тогда счастливее его
Нет никого на свете. Он телом и психикой ощущает суть своей
Профессии, он понимает, с помощью каких «нот» он может сочинять свои
Откровения, смешные или грустные, трагедийные или комедийные — все
Равно.
Импровизация — путь к истинному драматическому искусству, суть
Которого сформулирована Вл.Н.Немировичем-Данченко: на площадь
Придут три актера, положат на землю коврик и начнут играть — и театр
Уже есть. Это и есть самая сущность театрального представления.
Импровизационные этюды воспитывают и направляют творческое
Воображение актера, приучают его сочинять на языке драматического
Искусства, на языке поведения, действия.
Обычно студенты занимаются импровизациями увлеченно, страстно,
Каждодневно, поэтому к концу учебы они являются хорошо
Натренированными в этом смысле актерами. Конечно, очень большое
Значение имеет дарование студента и развитие его интеллекта. На
Экзамене по мастерству в конце второго курса студенты уже абсолютно
Свободно делают импровизационные этюды по темам, которые тут же
Предлагают им педагоги других курсов, присутствующие на экзамене.
К примеру, на одном из курсов все импровизационные этюды
Проделывались на кухне коммунальной квартиры. У каждого из
Квартирантов был свой стол, свой угол, здесь же были плита
Общего пользования, мусорные ведра, общая ван ная, туалет,
Где вечно текла вода. Тут же в углу — кран. На кухне, кроме членов
199
Двух семейств, которые живут в одной трехкомнатной квартире,
Уборщица Зина, часто сюда приходят торговцы мацони, инкассаторы,
Соседи и т.д. Педагог обычно вводит через эти персонажи неожиданные
|
|
Для студентов события, которые они обязаны воспринимать как
Естественные, даже несмотря на то, что у них налажен свой вариант
Конфликта и все развивается как будто по знакомой тропинке. Педагог