Должен уметь «читать стили», — это одна из сторон его профессии.
История человечества — это и есть история стилей. А разве не то же
Самое происходит и в современном искусстве отдельных театральных
Коллективов? Меняется время, меняются направления и стили. За какие-
Нибудь пятьдесят лет в Театре Ш.Руставели изменился стиль и лицо
Театра. Возьмем для примера несколько спектаклей, которые
Характеризуют изменение манеры игры и постановки спектаклей в этом
театре:
* Сандро Ахметели — основоположник грузинского режиссерского театра наряду с Котэ
Марджанишвили. Его судьба, и личная, и творческая, во многом сходна с судьбой
Вс.Мейерхольда.
222
Это путь тенденций. Это смена школ и направлений в одном театре.*
Стиль — это одна из проблем, которую должен освоить режиссер.
Если хотите, уровень режиссерской образованности можно определять
По степени его осведомленности в стилях. Это очень важно для театра.
Стиль надо изучить в подробностях, точно знать все нормы, все
Особенности его. Надо хорошо разбираться в школах и направлениях
Театра, начиная с самого древнего и до сего дня, — и не только театра, а
И живописи, музыки, скульптуры и архитектуры.
«Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги,
Спектакль К.Марджанишвили (1922)
«Анзор» С.Шаншиашвили, спектакль С.Ахметели (1928)
* «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги — самый знаменитый спектакль
К.Марджанишвили (1922). «Анзор» С.Шаншиашвили — один из самых известных
Спектаклей С.Ахметели (1928). «Отелло» В.Шекспира — скорее всего, речь идет о
Спектакле актера и режиссера А.Васад-зе (1948). «Царь Эдип» Софокла — спектакль
Д.Алексидзе (1956). «Такая любовь» П.Когоута — спектакль М.Туманишвили (1959).
«Кваркваре» П.Какабадзе — спектакль Р.Стуруа (1974), в котором режиссер уже нащупал
Стиль того театра, с которым московский зритель, широкая публика познакомились по
«Кавказскому меловому кругу» Б.Брехта (1975). Каждый из вышеперечисленных
Режиссеров был в разные годы главным режиссером Театра имени Ш.Руставели.
223
Глава III
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Всякая мифология преодолевает, подчиня-
Ет и формирует силы природы в воображе-
Нии и при помощи воображения.
Карл Маркс
Человек стремится познать мир, чтобы его упорядочить. Для этого он
В своем воображении сочиняет модель будущего мира таким, каким он
Хочет его увидеть.
Греческие мифы создали грациозную и стройную картину
Мироздания, модель государственного устройства, какой мечтали ее
Увидеть и представляли себе древние греки: штаб-квартирой
Всемогущих богов является гора Олимп, отсюда, с высоты этой горы-
Курорта, боги решают судьбы людей. Верховный владыка богов и людей
— великий Зевс: он повелевает громом и молниями, устанавливает на
Земле и среди богов порядок и законы. Рядом с громовержцем восседает
Его супруга, покровительница брака и рождения Гера и любимая дочь их
Афина Паллада, богиня мудрости и доблести. Тут же — повелитель
Морей, брат Зевса Посейдон с волшебным трезубцем. Богиня любви
Афродита, родившаяся из пены морской, золотыми гребешками
Расчесывает свои великолепные волосы. А ее сын, шалунишка Эрот,
Мечет свои стрелы в сердца богов и людей, точно так же, как греческие
Мальчики стреляют из рогатки по воробьям. Почетное место здесь
Занимает богиня охоты Артемида и ее сияющий брат, бог света Аполлон
— бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. У него обширные
Знакомства — он меценат, покровитель поэтов, музыкантов, художников.
При нем — его заместители (прямо как в современных министерствах),
Девять муз, среди которых Мельпомена, покровительница трагедии,
Талия — комедии, Терпсихора — танца, Каллиопа — эпической поэзии и
Другие. На Олимпе восседает и кровожадный бог войны Арес (министр
Обороны и вооруженных сил), и покровитель торговли, изворотливый и
Хитрый Гермес. Рядом с ним пирует и веселится бог виноградной лозы
Дионис.
Олимп населен множеством богов, которых греки представляют себе
В виде людей, только людей более совершенных, чем они сами,
Обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во
Всем остальном они ничем не отличаются от людей: так же проводят
Время в наслаждениях и пирах, без ограничения поглощая пищу (в
Данном случае, особую, божественную, — амброзию и нектар),
Враждуют, страдают, любят, даже развратничают (вспомним Зевса,
Совершившего много всякого рода непристойностей), веселятся.
Это и есть модель идеального мироустройства рабовладельческой
Формации: патриции повелевают и покровительствуют, плебеи
Трудятся, производят и подчиняются. Во всяком случае, древним грекам
Эта модель казалась идеальной. Об этом, конечно, можно спорить, но
Нельзя не согласиться, что это великолепный художественный образ.
Олимп — плод людской фантазии, продукт творчества. Созданный
Воображением человека, он выступает как бы соединительным звеном
Между действительностью и мечтой, воплощает вечное стремление
224
Человека как можно лучше устроить свою жизнь в этом мире. Ведь
Говорит же пословица: «Ноги на земле — взор к звездам».
Образ сочетает в себе непосредственное, живое созерцание мира со
Способностью к абстрактному мышлению. Художественный образ
Мышления всегда отличается конкретностью. Произведение искусства
Лишь тогда полноценно, когда оно заставляет поверить в себя как в
Реальное явление жизни. В Венеции, во дворце Дожей, в зале Сената,
один из туристов вполне серьезно спросил гида:
— А с какого места произнес свою речь Отелло? И получил
смущенный ответ:
— В Сенат Венецианской республики имели право входить только
Чистокровные аристократы. Мавра никто бы сюда не пустил. Так что, все
это выдумки Шекспира!
В прекрасной Вероне вам показывают «дом Джульетты», «дом
Ромео». А в испанском селении Ламанче вы нанесете глубокое
Оскорбление жителям, е сли выкажете сомнение в подлинности
Существования не только Дон-Кихота, но даже его домика.
И совсем не случайно, что общество людей, желая подчеркнуть
Подлинную реальность любимых образов, ставит им памятники. Всем
Известны памятники мальчишкам — героям Марка Твена, Фаусту и
Мефистофелю, Рыцарю печального образа и многим другим.