Театр переводит литературу на язык действия точно так же, как
Композитор переводит литературу на язык музыки. Вспомним хотя бы
оперы «Кармен», «Абе-салом и Этери»*, «Травиата». Посредством нот и
Других условных музыкальных знаков композитор, например, Визе,
Зафиксировал (закодировал) в сочиненных им мелодиях свои мысли,
Чувства, переживания по отношению к каждому факту.
Что принять за знак в театре? Слово? Действие? Чувство? Пластику?
У разных театров разные позиции на этот счет, разные способы создания
Художественного сценического образа. Все говорят и спорят о методах, направ-
Лениях, стилях, но мало кто пытается понять, о чем идет речь. А ведь у каждого
Направления — свой метод, а у каждого метода — свое принципиальное начало.
* «Абесалом и Этери» — опера грузинского композитора-классика З.Палиашвили (его
Имя носит Театр оперы и балета в Тбилиси), столь же непременное название в
Репертуаре грузинского музыкального театра, как «Евгений Онегин» П.Чайковского — в
|
|
Репертуаре оперы русской.
232
Да простят мне вульгарность этого сравнения, но так же, как у
Материалистов в основе всей философской системы лежит материя, а у
Идеалистов — дух, так и у театральных методов — тоже свои
Принципиально разные основы, начала.
Вот два самых главных:
СЛОВО ДРАМАТУРГА
ДЕЙСТВИЕ (ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)
Говорят, что в античном театре «в начале было слово», а в
Средневековом — «в начале было действие». Все начинается отсюда.
Сегодня действенная природа современного драматического театра
Как будто не требует доказательств. Ведь сказал же Гегель: «Человек
Есть не что иное, как ряд его поступков».
Итак —действие. Проследим процесс, происходящий во время
Создания сценического произведения.
Режиссер и актеры получают литературное произведение, главным
Материалом которого является слово. Слово здесь решает все. Слово
Здесь — проводник и информатор идей, волнующих автора. Творческое
Воображение посредством слова создает форму произведения.
Произведение может печататься, его могут читать, оно может
Существовать самостоятельно, как явление в искусстве.
Искусство режиссера и актера заключается в постижении сути
Происходящего действия, скрытого за словами пьесы, и в переводе этой
Сути на язык действия. Но так как за словами автора скрыта психология
Действующих лиц, то актер и режиссер являются переводчиками
|
|
Психологии в поведение.
Через слово — анализ.
Познаю психологию.
Придумываю поведение — фантазирование.
Поведение рождает слово — результат.
Только посредством действия актер сможет создать на сцене жизнь,
Которую мы условно называем «переживанием». «Переживание» есть
Цепь отдельных действий в зависимости от обстоятельств,
Выполняемых с затратой больших или меньших доз эмоций.
Грусти «вообще» не бывает. Грусть
Конкретна, сюжетна.
С.Эйзенштейн. «О строении вещей»
Судить о людях не по тому блестящему
Мундиру, который они сами на себя надели,
Не по той эффектной кличке, которую они
Сами себе взяли, а по тому, как они
Поступают и что они на самом деле
Пропагандируют.
В.И.Ленин. «Что делать?»
В самом деле, что ярче и точнее всего характеризует человека?
Его поступки, цели, его дела. Только то, что делает человек, помогает
Нам распознать его истинную сущность. Поэтому актеры и режиссеры
— это, в сущности, «отгадчи ки» человеческого поведения,
Сочинители действий, конфликтов, поединков. Линия поведения
Героя составляется из отдельных физических действий, а от-
233
Сюда вытекает, что главный «знак» театрального искусства —
Физическое действие.
Тот, кто в основу своего репетиционного способа кладет «поведение»,
Вовсе не отрицает значения и силы слова, напротив, посредством
Действия он в результате добивается по-настоящему звучащего слова,
Когда оно становится венцом творчества актера.
Итак, актеры и режиссеры сочиняют «поведение» и «действия».
Разница только в том, что если творческое воображение актера сочиняет
Характер героя в поведении, то режиссер сочиняет развивающийся
Конфликт — борьбу.
Режиссер в своей работе должен достичь такого мастерства, когда он
Сможет «лепить», «сочинять», «вытачивать» свою мысль из действий
Посредством декорации и музыки, костюма и реквизита, света и шума,
Как художник-скульптор, высекающий из камня свою тему, свою идею.
Режиссер — скульптор живых скульптур, мыслящих, действующих,
Чувствующих скульптур, рассказывающих о внутренних секретах
Человеческого бытия, о чувствах и переживаниях людей.
Нафантазировать спектакль или роль — это значит «вылепить»
Развитие действия во времени и пространстве, это значит «вылепить
Живую скульптуру» жизни человеческого духа и тела. Это значит
Переложить мысли и думы драматурга, мысли и думы режиссера,
Призывы, протесты, мечты, переживания на язык простейших
Физических действий (физических: читай, психофизических). Только
Через них режиссеры и актеры вещают человечеству каждый в меру
Своих способностей о своем отношении к жизни.
Актер и режиссер, кроме «действия» и «борьбы», пользуются
Костюмом и аксессуаром, гримом и париком, пластикой и песней. А
Режиссер — декорациями и светом, музыкой и шумами и т.д. Ну, конечно
Же, пользуются абсолютно всем, что только можно использовать для
Организации и создания развивающегося процесса борьбы, —
Атмосферой, настроением, условиями, в которых потечет или понесется
Река действий. Своим воображением режиссер создает берега и дно
Будущего потока, и от него и его фантазии зависит, будет ли эта река
Бурной, со скалы срывающимся потоком или прозрачным ручейком, а,
Может быть, это будут еле подвижные, мутные и скучные воды. Все
Зависит от силы его творческой фантазии и страстности его идеи, от
|
|
Способности сочинить условное, выражающее действительно
Существующее.
Сочинять, фантазировать действия, обстоятельства, декорации,
Костюмы, шумы в данном приеме, данном ключе — вот истинное
Назначение мастеров сце ны. Выстроить настроенческую
Драматическую ситуацию, внутрь ее «посадить» действие-борьбу и
Следить за тем, как она разовьется (точно по законам жизни) в этой