Или слушают. Театральному искусству нужны свои «ноты»

Театр переводит литературу на язык действия точно так же, как

Композитор переводит литературу на язык музыки. Вспомним хотя бы

оперы «Кармен», «Абе-салом и Этери»*, «Травиата». Посредством нот и

Других условных музыкальных знаков композитор, например, Визе,

Зафиксировал (закодировал) в сочиненных им мелодиях свои мысли,

Чувства, переживания по отношению к каждому факту.

Что принять за знак в театре? Слово? Действие? Чувство? Пластику?

У разных театров разные позиции на этот счет, разные способы создания

Художественного сценического образа. Все говорят и спорят о методах, направ-

Лениях, стилях, но мало кто пытается понять, о чем идет речь. А ведь у каждого

Направления — свой метод, а у каждого метода — свое принципиальное начало.

* «Абесалом и Этери» — опера грузинского композитора-классика З.Палиашвили (его

Имя носит Театр оперы и балета в Тбилиси), столь же непременное название в

Репертуаре грузинского музыкального театра, как «Евгений Онегин» П.Чайковского — в

Репертуаре оперы русской.

232

Да простят мне вульгарность этого сравнения, но так же, как у

Материалистов в основе всей философской системы лежит материя, а у

Идеалистов — дух, так и у театральных методов — тоже свои

Принципиально разные основы, начала.

Вот два самых главных:

СЛОВО ДРАМАТУРГА

ДЕЙСТВИЕ (ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)

Говорят, что в античном театре «в начале было слово», а в

Средневековом — «в начале было действие». Все начинается отсюда.

Сегодня действенная природа современного драматического театра

Как будто не требует доказательств. Ведь сказал же Гегель: «Человек

Есть не что иное, как ряд его поступков».

Итак —действие. Проследим процесс, происходящий во время

Создания сценического произведения.

Режиссер и актеры получают литературное произведение, главным

Материалом которого является слово. Слово здесь решает все. Слово

Здесь — проводник и информатор идей, волнующих автора. Творческое

Воображение посредством слова создает форму произведения.

Произведение может печататься, его могут читать, оно может

Существовать самостоятельно, как явление в искусстве.

Искусство режиссера и актера заключается в постижении сути

Происходящего действия, скрытого за словами пьесы, и в переводе этой

Сути на язык действия. Но так как за словами автора скрыта психология

Действующих лиц, то актер и режиссер являются переводчиками

Психологии в поведение.

Через слово — анализ.

Познаю психологию.

Придумываю поведение — фантазирование.

Поведение рождает слово — результат.

Только посредством действия актер сможет создать на сцене жизнь,

Которую мы условно называем «переживанием». «Переживание» есть

Цепь отдельных действий в зависимости от обстоятельств,

Выполняемых с затратой больших или меньших доз эмоций.

Грусти «вообще» не бывает. Грусть

Конкретна, сюжетна.

С.Эйзенштейн. «О строении вещей»

Судить о людях не по тому блестящему

Мундиру, который они сами на себя надели,

Не по той эффектной кличке, которую они

Сами себе взяли, а по тому, как они

Поступают и что они на самом деле

Пропагандируют.

В.И.Ленин. «Что делать?»

В самом деле, что ярче и точнее всего характеризует человека?

Его поступки, цели, его дела. Только то, что делает человек, помогает

Нам распознать его истинную сущность. Поэтому актеры и режиссеры

— это, в сущности, «отгадчи ки» человеческого поведения,

Сочинители действий, конфликтов, поединков. Линия поведения

Героя составляется из отдельных физических действий, а от-

233

Сюда вытекает, что главный «знак» театрального искусства —

Физическое действие.

Тот, кто в основу своего репетиционного способа кладет «поведение»,

Вовсе не отрицает значения и силы слова, напротив, посредством

Действия он в результате добивается по-настоящему звучащего слова,

Когда оно становится венцом творчества актера.

Итак, актеры и режиссеры сочиняют «поведение» и «действия».

Разница только в том, что если творческое воображение актера сочиняет

Характер героя в поведении, то режиссер сочиняет развивающийся

Конфликт — борьбу.

Режиссер в своей работе должен достичь такого мастерства, когда он

Сможет «лепить», «сочинять», «вытачивать» свою мысль из действий

Посредством декорации и музыки, костюма и реквизита, света и шума,

Как художник-скульптор, высекающий из камня свою тему, свою идею.

Режиссер — скульптор живых скульптур, мыслящих, действующих,

Чувствующих скульптур, рассказывающих о внутренних секретах

Человеческого бытия, о чувствах и переживаниях людей.

Нафантазировать спектакль или роль — это значит «вылепить»

Развитие действия во времени и пространстве, это значит «вылепить

Живую скульптуру» жизни человеческого духа и тела. Это значит

Переложить мысли и думы драматурга, мысли и думы режиссера,

Призывы, протесты, мечты, переживания на язык простейших

Физических действий (физических: читай, психофизических). Только

Через них режиссеры и актеры вещают человечеству каждый в меру

Своих способностей о своем отношении к жизни.

Актер и режиссер, кроме «действия» и «борьбы», пользуются

Костюмом и аксессуаром, гримом и париком, пластикой и песней. А

Режиссер — декорациями и светом, музыкой и шумами и т.д. Ну, конечно

Же, пользуются абсолютно всем, что только можно использовать для

Организации и создания развивающегося процесса борьбы, —

Атмосферой, настроением, условиями, в которых потечет или понесется

Река действий. Своим воображением режиссер создает берега и дно

Будущего потока, и от него и его фантазии зависит, будет ли эта река

Бурной, со скалы срывающимся потоком или прозрачным ручейком, а,

Может быть, это будут еле подвижные, мутные и скучные воды. Все

Зависит от силы его творческой фантазии и страстности его идеи, от

Способности сочинить условное, выражающее действительно

Существующее.

Сочинять, фантазировать действия, обстоятельства, декорации,

Костюмы, шумы в данном приеме, данном ключе — вот истинное

Назначение мастеров сце ны. Выстроить настроенческую

Драматическую ситуацию, внутрь ее «посадить» действие-борьбу и

Следить за тем, как она разовьется (точно по законам жизни) в этой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: