Гично, поспешно, чем обычно. Это шестой и седьмой номера ритма. В

Зависимости от предлагаемых обстоятельств мы можем действовать в

Еще более напряженном ритме» (Л.Д.Снежницкий. «На репетиции у

Мастеров режиссуры»).

Пример.

Человек неожиданно встретился с хулиганом, который вынул нож.

Человек побежал прочь.

Хулиган бросился его догонять.

Хулиган почти догнал человека, но человек успел заскочить в

Подъезд своего дома.

Человек захлопнул за собой дверь, запер ее на замок, но хулиган

Продолжает стучать.

Через окно человек наблюдает за удаляющимся хулиганом.

У этих пяти жизненных эпизодов — пять совершенно разных степеней

Напряжения (т.е. ритмов).

Вместе с изменением ритма изменяется и темп.

Темп — это скорость движения. Темп может соответствовать или не

Соответствовать ритму.

Пример: 3-й эпизод с хулиганом. Степень напряжения нервного

Аппарата человека, т.е. ритм, соответствует быстрому темпу его

Передвижения к спасительной двери, но, может быть, и противоположен

Ему.

Пример: 5-й эпизод с хулиганом. Хулиган удаляется от подъезда, человек

Стоит за спасительной дверью, сердце его колотится очень сильно, ритм

Очень высок, но темп фактически равен нулю. Человек стоит на месте.

* Выделено M.T.

252

Можно привести и еще один пример: человек сидит у стола и не

Двигается. В его руках телеграмма о смерти близкого человека. Степень

Внутреннего напряжения очень высока (ритм), а темп равен нулю.

Й элемент закона. ОБЩЕНИЕ, ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И, наконец, «венец» всех элементов закона — общение. Это процесс

Взаимодействия двух актеров, партнеров, одной сценической игры,

Перед которыми ставится задача создать убедительную жизненную

Ситуацию, т.е. сценическую жизнь. Сценическая жизнь, как и реальная,

Состоит из ряда эпизодов, содержание которых составляет борьба

Партнеров, столкновение их желаний, стремлений. Процесс воздействия

Партнеров друг на друга, процесс столкновения двух сценических задач

Подразумевает активную заинтересованность актера поведением

Своего партнера и страстное стремление каждого навязать другому свое

Решение данной сценической задачи.

Два желания, действия, столкнувшись в борьбе друг с другом, создают

Взаимодействие или взаимоотношение. Одно желание воздействует на

Другое — и наоборот. Обычно одно действие активно, а другое —

Пассивно.

Общение, чаще всего, осуществляется между людьми речевым

Способом, т.е. посредством разговора. Даже когда партнеры молчат (по

А.Д.Попову, «зоны молчания». — М.Т.), они все равно ведут внутренний

Диалог — спор, проявляющийся в их поведении. Интересный собеседник

—это всегда носитель и источник новой информации (сведения, мнение,

Сплетня, требование и т.п.). Но общаться — «это, может быть, не столько

Что-то сообщать друг другу, сколько что-то менять друг в друге». «Люди

Выступают друг для друга одновременно и как скульпторы, и как

Материал, из которого предстоит что-то вылепить: то я стремлюсь

Придать партнеру желаемую форму, то он поступает точно так же по

Отношению ко мне. И ни я, ни он не знаем, что же в результате выйдет»

(Я.Коломинский. «Феномен Шахразады»),

Итак,

ЗАКОН ОРГАНИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА СЦЕНЕ

Не могут два человека общаться между собой, если их внимание не

Сосредоточено друг на друге, если между ними не установилось

Определенное отношение, если в результате этого не возникает

Действия и контрдействия (что подразумевает наличие разных задач),

Если нет момента оценки поведения друг друга, не возникает

Определенного внутреннего напряжения — ритма, и движение объекта

Не приобретает характерного для этого действия темпа.

Й элемент закона —ВНИМАНИЕ

Й элемент закона —ОТНОШЕНИЕ

Й элемент закона —ДЕЙСТВИЕ

Й элемент закона —ОЦЕНКА

Й элемент закона — ТЕМПО — РИТМ

Й элемент закона -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Закон естественного и органичного поведения человека в жизни и на

Сцене так же совершенен и бесспорен, как закон тяготения, как таблица

Менделеева, как закономерность движения звезд и планет во

Вселенной. Он отражает закон объективной действительности.

253

Тот, кто отрабатывает элементы этого закона каждый в отдельности,

Не понимает его сути. Элементы отдельно друг от друга существовать не

Могут, так же, как не может самостоятельно существовать

Кровообращение, дыхание и другие процессы, потому что они

Составляют единую систему жизнеобеспечения, элементы которой

Связаны и зависимы друг от друга.

Чаще всего нарушение закона естественного поведения человека на

Сцене происходит в спектаклях, поставленных в очень условных

Приемах. Чем более иллюзорен прием спектакля, чем более приближена

Условная сценическая среда к действительности (натурализм), тем

Легче актеру сосредотачиваться на объектах внимания и тем больше

Веры в предлагаемые обстоятельства у него возникает. Жизнь на сцене

Является как бы продолжением жизни реальной.

Чем условней среда, скупее декоративные детали, шумы, чем

Условнее музыка, абстрактнее сценическая конструкция, тем больше

Она походит на метафору, символ, тем точнее должны выполняться и

Учитываться все элементы закона.

Идеал театрального искусства, по мнению Ш.Дюллена, — это

«шедевр, идущий на пустой сцене». Это значит, что в абсолютно

Условное, существующее только в его воображении актер верит как в

Реально существующее, реально ощущает его и действует в этом

Условном мире по законам жизненной правды. Пример тому — игра

китайских актеров, описанная в книге С.Образцова «5000 лет и 3 года»:

«Влюбленные идут по лужайке, проходят по мосту через реку,

Подымаются в гору, заходят в храм, смотрят в колодец, следят за

Плывущими по реке дикими гусями. Ничего нет на сцене, и в то же время

Во все это веришь, и сцена насыщена юмором и чудесным лиризмом».

Все великие актеры прошлого и настоящего (не имеет значения,

Знали ли они о существовании закона, или догадывались о нем, или жили

На сцене просто интуитивно) творили свои шедевры по этим азбучным

Законам сцены.

254

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. в 30-ти томах. Изд. 3-е. — М.

Госполитиздат, 1957

Ленин В.И. ПСС. Изд. 5-е. — М., Госполитиздат, 1963

Гегель. Эстетика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: