Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (т.е. если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в КТД.
Мотивы ребенка:
· Потребность в коммуникации;
· Выполнение данного КТД для того, чтобы принимать участие в других делах;
· Желание выиграть (дух соревнования);
· Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
· Осознание развивающей роли КТД;
· Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).
|
|
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей, так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Принципы КТД по А.С.Макаренко:
1. Сами подаем идею;
2. Сами готовим;
3. Сами организуем;
4. Сами проводим;
5. Сами анализируем;
6. Сами составляем памятку (+/-).
Условия успеха КТД:
1. Общая занятость;
2. Единство требований (равнозначность команд);
3. Единый коллектив;
4. Творчество, импровизация, а не шаблон;
5. Соответствие конкурсов возрасту, количеству детей, их интересам;
6. Сплоченность группы (единство мыслей и дарований).
Требования к КТД:
1. Ориентация на всех детей и на каждого отдельно;
2. Творческий потенциал дела;
3. Чередование конкурсов;
4. Пропорциональность обязательного и добровольного (общего и индивидуального);
5. Широкое поле для самовыражения;
6. Единство формы и содержания (соответствие конкурсов общей теме КТД).
Классификация коллективных творческих дел:
Дружинные
В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.
2. Отрядные
Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. Делятся на четыре подвида, но в «чистом» виде встречаются редко.
· Тематические
Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По структуре могут быть линейными или конкурсными.
|
|
· Линейные
Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, Театр экспромтом, поиск талантов, общественный праздник)
· Конкурсные
Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)
· Спортивные
Спортивные КТД могут быть конкурсными, линейными, тематическими. Представляют собой эстафеты, спортивные конкурсы, серию матчей. («Фабрика спортсменов», «Веселые старты»).
Виды КТД:
· Спортивные – «веселые старты», «зарница», спартакиада;
· Познавательные (интеллектуальные) – викторины, пресс-конференции;
· Творческие (развлекательные) – газеты, театральные постановки;
· Трудовые – «трудовой десант», «город веселых мастеров»;
· Организационные.
Этапы организации и проведения коллективных творческих дел:
1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.
2. Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.
3. Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.
4. Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке.
5. Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.
6. Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.