Создание мотивации ребенка для участия в КТД

    Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (т.е. если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

    Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в КТД.

Мотивы ребенка:

· Потребность в коммуникации;

· Выполнение данного КТД для того, чтобы принимать участие в других делах;

· Желание выиграть (дух соревнования);

· Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);

· Осознание развивающей роли КТД;

· Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

    Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей, так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Принципы КТД по А.С.Макаренко:

1. Сами подаем идею;

2. Сами готовим;

3. Сами организуем;

4. Сами проводим;

5. Сами анализируем;

6. Сами составляем памятку (+/-).

Условия успеха КТД:

1. Общая занятость;

2. Единство требований (равнозначность команд);

3. Единый коллектив;

4. Творчество, импровизация, а не шаблон;

5. Соответствие конкурсов возрасту, количеству детей, их интересам;

6. Сплоченность группы (единство мыслей и дарований).

Требования к КТД:

1. Ориентация на всех детей и на каждого отдельно;

2. Творческий потенциал дела;

3. Чередование конкурсов;

4. Пропорциональность обязательного и добровольного (общего и индивидуального);

5. Широкое поле для самовыражения;

6. Единство формы и содержания (соответствие конкурсов общей теме КТД).

Классификация коллективных творческих дел:

Дружинные

В целом составляют план смены, объединены тематической направленностью сезона. Разрабатываются педагогическим составом заранее. Промежуток между ними 1-2 дня (в зависимости от содержания). Участвует вся дружина или определенные возрастные группы (1-3 отряды, 4-6 и т.д.). Примеры: Поиск клада, концерты, Захват флагов, Музей, Зоопарк и т.д.

    2. Отрядные

Проводятся ежедневно, 1-2 в отрядное время. Делятся на четыре подвида, но в «чистом» виде встречаются редко.

· Тематические

Проводятся в подвязке к тематическим дням (конкурс пар в День Любви, «Универсальный солдат» в день Зарницы). По структуре могут быть линейными или конкурсными.

· Линейные

Шаговое развитие сюжета. Явные цели: нарисовать зашифрованное письмо, собрать информацию, поставить номер (РВС, Театр экспромтом, поиск талантов, общественный праздник)

· Конкурсные

Представляют собой подборку конкурсов, объединенных одним лозунгом, одной темой. От тематических отличаются тем, что могут проводиться в любой день. («Моя семья», «Крестики-Нолики», «Кто во что горазд»)

· Спортивные

Спортивные КТД могут быть конкурсными, линейными, тематическими. Представляют собой эстафеты, спортивные конкурсы, серию матчей. («Фабрика спортсменов», «Веселые старты»).

Виды КТД:

· Спортивные – «веселые старты», «зарница», спартакиада;

· Познавательные (интеллектуальные) – викторины, пресс-конференции;

· Творческие (развлекательные) – газеты, театральные постановки;

· Трудовые – «трудовой десант», «город веселых мастеров»;

· Организационные.

 

Этапы организации и проведения коллективных творческих дел:

1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.

2. Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.

3. Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.

4. Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке.

5. Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

6. Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: