Причины появления пациента

В рамках системного семейного направления в психологии семьи большинство авторов предлагают рассматривать следующие причины появления пациента в семье.

1. Нарушения семейных подсистем. Сразу оговоримся и скажем, что такое подсистема. Это объединение членов семьи в зависимости от выполняемых функций. Если провести аналогию с человеческим организмом, то можно вспомнить, что в каждом из нас есть кровеносная система, пищеварительная, выделительная и т. д. Другими словами, компоненты объединяются для выполнения определенных функций.

Так и в семье. С. Минухин, Ч. Фишман выделяют три основные семейные подсистемы: супружескую, родительскую, детскую.

Супружеская подсистема отвечает только за взаимодействие супругов между собой; родительская подсистема — за взаимодействие родителей и детей; детская — за взаимоотношения детей между собой.

Проблемы в подсистемах возникают тогда, когда:

— нарушены внутрисемейные роли — родители уклоняются от выполнения своих родительских функций;

— нарушена внутрисемейная иерархия — отец в семье не является лидером, функции главы семьи выполняет мать или старший ребенок;

— границы между подсистемами нарушены. На последнем моменте остановимся более подробно.

Термин граница буквально означает способы взаимодействия между членами семьи и подсистемами. Границы могут быть открытые — когда члены семьи свободно общаются друг с другом и с внешним миром, и закрытые, когда общение друг с другом и между подсистемами затруднено.

Крайний вариант открытой границы — диффузные границы, размытые, чрезмерно проницаемые, когда члены семьи и подсистемы буквально «перепутаны» друг с другом. Эта ситуация чревата тем, что дети в любой момент могут вмешаться в супружеские отношения, что снижает авторитет матери и отца.

Крайний вариант закрытой границы — границы непроницаемые, когда, наоборот, существует прочная стена, как между членами семьи, так и между подсистемами. Это та ситуация, когда супруги живут обособленно от своих детей. Если в семье маленький ребенок, то подобные отношения способствуют возникновению психосоматических расстройств, которые выполняют функцию привлечения родительского внимания и заботы.

Оптимальный вариант границ — границы умеренно проницаемые и гибкие, способные меняться в зависимости от необходимости и потребностей членов семьи.

2. Следующая частая причина появления идентифицированного пациента в семье — это наличие коалиции. Коалиция — это объединение двух членов семьи против третьего, сознательное или бессознательное.

В нормально функционирующих семьях коалиции непостоянны и зависят от конкретной ситуации (например, при рождении ребенка мать сплачивается с отцом для ухода и воспитания малыша). В проблемных семьях коалиции, как правило, устойчивые. Так, например, супружеская пара с конфликтными отношениями может сплотиться, обсуждая дурное поведение своего сына-подростка, при этом, чем хуже ведет себя ребенок, тем больше объединяются родители. В результате этого дисфункция между супругами не замечается, а все внимание переключается на проблемное поведение сына.

Возможны коалиции и одного родителя с ребенком, например: мать может объединиться с сыном в борьбе против отца в случае проблемных отношений с ним. Коалиция с ребенком позволяет ей чувствовать себя более уверенно и защищенно. Но, естественно, в этой ситуации страдает ребенок Возможны и так называемые межпоколенные коалиции — когда объединяются представители нескольких поколений против третьего. Например, бабушка объединяется с внучкой против матери. Частая причина этого объединения — скрытая борьба за власть, когда пожилой человек пытается таким деструктивным путем поддержать свой авторитет и влияние. Особенно часто встречается этот вариант в семьях, переживших развод, когда родственники вынуждены жить вместе.

Еще один вариант коалиции называется треугольником отношений, или триангуляцией. Он описан С. Минухиным. В этом случае каждый из родителей требует, чтобы ребенок принял его сторону. Причем поддержка одного из родителей автоматически означает вражду с другим. Понятно, что такая ситуация для ребенка часто оказывается калечащей. Ребенок, поставленный перед непосильным выбором, оказывается не в состоянии его сделать и, как правило, заболевает неврозом или психосоматическим расстройством, то есть становится идентифицированным пациентом — носителем семейных проблем. Понятно, что помощь здесь нужна не только заболевшему, а, в большей степени, всей семье в целом.

3. Еще одна причина появления идентифицированного пациента — наличие патологических стабилизаторов в семье. Стабилизатор — это то, что скрепляет семью, помогает членам семьи держаться вместе. Естественно, в норме таких стабилизаторов масса: это и совместные дела, и эмоциональные связи, и общий бюджет и т. д. К сожалению, в проблемных семьях в качестве стабилизатора может выступать какой-либо симптом (заболевание, проблемное поведение).

Цель его появления — завуалировать причину истинного неблагополучия в семье. Другими словами, глубинная проблема одна, а на поверхности лежит совершенно другая. Почему? Потому что, как правило, осознание истинных причин неблагополучия может быть тревожным и болезненным. В этом случае бессознательным способом защиты от боли становится появление стабилизатора.

Например, проблемное поведение ребенка в школе: ребенок плохо учится, не вписывается в систему школьных требований. Мама часами вынуждена сидеть с ребенком и учить уроки, но ситуация в школе не меняется. Почему? Потому что истинная причина плохой успеваемости ребенка кроется в другом. Мать, испытывающая эмоциональный вакуум из-за холодных отношений с мужем, с помощью ребенка закрывает эту «брешь» в своем внутреннем мире: вроде бы она занята важным делом — помогает ребенку выполнять задания. На самом деле — мать бессознательно подкрепляет неуспешность ребенка и его нежелание самостоятельно стравляться с трудностями, и в этом случае неуспеваемость — есть стабилизатор проблемной семьи, нежелающей лицом к лицу сталкиваться с собственными трудностями и проблемами.

4. Дисфункциональные стереотипы общения также могут «порождать» проблемы у членов семьи. Стереотипы общения — это сформированные способы общения членов семьи друг с другом. Естественно, что все мы общаемся определенным способом, однако в проблемных семьях часто отмечается так называемое внутренне несогласованное общение.

Это такой способ общения, когда буквально родители говорят одно (вербальный уровень), а невербально (с помощью интонаций, мимики, жестов) передается совершенно другое. Например, мать, которая говорит своему ребенку словами «я тебя люблю», а при его приближении отталкивает его, демонстрирует внутренне несогласованное общение. Эта ситуация для ребенка также может быть тупиковой. Почему? Потому что ребенок оказывается в затруднении, на что реагировать — на слова или на интонации, которые передают эмоциональное отношение матери? Часто такой выбор оказывается ребенку не по силам, и он замыкается в себе, аутизируется. Эта ситуация лежит в основе возникновения шизофрении в семьях. Семейными психологами описаны так называемые шизофреногенные семьи — семьи, изобилующие подобными нарушениями, называемыми еще «двойными ловушками».

Это были одни из первых семей, к которым успешно применялась семейная терапия, то есть работа велась со всеми членами семьи. Излечение идентифицированного пациента наступало, как правило, после нормализации общения в семье.

5. Сплоченность семьи также может выступать в качестве причины возникновения нарушений у кого-либо из членов семьи. Сплоченность семьи — это эмоциональные связи, показывающие, насколько члены семьи близки друг другу. Ранее говорилось о том, что близость и безусловность любви в родительской семье являются краеугольными камнями в фундаменте построения гармоничной личности ребенка. Любые искажения в этом плане могут крайне негативно отразиться на его развитии и послужить почвой для формирования патологических расстройств.

Можно выделить два полюса эмоциональной близости родителей и детей:

— сверхзаботливость, сверхвключенность (симбиотические отношения) в жизнь ребенка. Основное негативное последствие — инфантилизм, личностная незрелость, неспособность построить собственную жизнь, склонность к психосоматическим заболеваниям;

— на другом полюсе — дистантность, эмоциональная холодность, отвержение ребенка, что также крайне негативно для его личности. Основное деструктивное последствие таких отношений для ребенка — формирование отклоняющегося поведения: побеги из дома, алкоголизация, деликвентность, представляющие собой форму протеста против холодных, калечащих детскую душу отношений.

И, понятно, что в этом случае в помощи также нуждается вся семья — изолированное лечение эффективным не будет.

6. Нарушение семейной иерархии — одна из самых распространенных причин появления в семье идентифицированного пациента. Иерархия подразумевает авторитет, доминирование, власть, способность принимать решения главой семьи или степень влияния одного члена семьи на других. Подробно об этом аспекте жизни семьи будет говориться в соответствующих разделах.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правильной семейной иерархии: Бог — отец — мать — ребенок. Выпадение или искажение последовательности ведет к серьезным нарушениям психического здоровья любого члена семьи, в первую очередь ребенка, который, усваивая искаженные образцы для идентификации, впоследствии будет буквально «обрастать» множеством психологических и соматических проблем.

7. Семейные мифы — следующий параметр семьи как целого. Семейные мифы — это знание, которое разделяется всеми членами семьи и отвечает на вопрос «Кто мы?» Как правило, это знание является дисфункциональным и служит для завуалирования существующих проблем и противоречий. Другими словами, это попытка семьи поддержать видимость нормальных внутрисемейных отношений, которые зачастую таковыми не являются.

Миф — это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как «Мы — это…»

Семейные мифы, по мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстиц- киса — это сложные семейные знания, неосознаваемое взаимное соглашение между близкими людьми. Синонимами семейного мифа являются понятия «образ семьи», «образ мы», «верование», «убеждение», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология». Это касается мыслей, чувств, а также вербальных и поведенческих проявлений.

Миф актуализируется в то время, когда внешние границы семьи находятся под угрозой. Такой угрозой могут выступать: появление нового члена семьи, социальные перемены, имеющие особенную значимость для семьи, или попытка молодой семьи отделиться от родительской. Также семейный миф может выступать показателем семейной дисфункции и являться средством поддержания симптомов идентифицированного пациента.

Среди первых семейных мифов описан миф «Мы — дружная семья». Он является широко распространенным. В дружной семье не может быть открытых конфликтов: отношения размыты, все конфликты замалчиваются. Принято испытывать только положительные эмоции: любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства — обида, гнев, разочарование — игнорируются или вытесняются. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои отрицательные чувства к родственникам.

Несмотря на кажущуюся позитивность мифа «Мы — дружная семья» он хранит в себе множество негативных моментов, которые зачастую и служат причиной обращения идентифицированного пациента за психологической помощью. Узы, которые накладывает на членов семьи воплощение мифа, крайне сильны и блокируют их личностное развитие. Поэтому особенно тяжело в таких семьях проходит процесс отделения новой семьи от родительской. В семьях, где воплощается миф «Мы — дружная семья», распространены психосоматические заболевания, которые часто выступают стабилизаторами семейной системы.

Еще один пример семейного мифа — «Мы — герои». Как правило, в такой семье хранятся рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях и т. п., иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов.

Впоследствии эти реальные события могут послужить почвой для формирования «героического» мифа и члены такой семьи будут искать сложности и активно их преодолевать. А.Я. Варга в качестве примера дезадаптивности подобного мифа приводит пример попытки суицида у юноши. Не сумев проявить себя в реальной жизни, «быть на высоте», он решается на «героический» поступок — предпринимает попытку суицида, которая является вызовом и протестом против «серой» реальности родительской семьи.

В России существует специфический вариант «героического» мифа — это миф о «выживалъщиках». Выживание в трудных условиях — национальный навык и настоятельная необходимость. Этот миф проявляется в постоянном желании преодолевать все тяжелым трудом. Часто в таких семьях можно услышать о том, насколько тяжело (материально) им дается учеба сына или долгожданная квартира.

Миф настолько силен, что часто мечта о каком-либо материальном благе так и остается мечтой, потому что воплощение ее означало бы конец выживанию и начало более благоустроенной жизни. Для членов таких семей характерна депрессия на пике карьеры, откладывание насущных проблем на вечное «потом».

Существует еще одна разновидность семейных мифов — это миф о «спасателе». Алкогольная семья — яркий пример мифа о «спасателе». Часто женщина выходит замуж за уже сложившегося алкоголика с идеей, что она его вылечит своей любовью. Однако, как правило, этого не происходит, муж, как пил, так и продолжает пить — на этом фоне может появиться идентифицированный пациент, которым вполне может стать жена. Ее депрессия, психосоматические симптомы — это сигнал о неблагополучии всей семьи.

По данным Э.Г. Эйдемиллера, в обследованных им дисфункциональных семьях чаще всего встречались следующие семейные мифы: «Мы — отличная семья, но другим этого не дано понять», «Он (ребенок) — такой поганец, что не стоит нашей заботы», «Он (ребенок, больной член семьи) очень чувствительный и требует особого отношения; мы живем ради него». Подобные семейные мифы, предъявляемые окружающим — учителям, знакомым, врачу-психотерапевту — предполагают определенную структуру семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным человеком», «семья с козлом отпущения». В их основе лежат неосознаваемые переживания, которые определенным образом объединяют членов семьи, — страх, эмоциональная холодность, чувство вины.

Итак, семейный миф как образование, порождаемое проблемной семьей, порождает и идентифицированных пациентов — носителей неблагополучия всей семьи.

8. И последняя причина появления проблемного поведения у членов семьи — наследование негативных родительских стереотипов. Другими словами, это бессознательное усвоение и воспроизведение ребенком родительских программ. Об этом также ранее подробно говорилось. Часто ребенок, в силу своей некритичности и несформированности объективной оценки происходящего, не может отделить «зерна от плевел» и понять, что положительно, а что отрицательно в родительских примерах. Часто наследуются деструктивные родительские программы: алкоголизм, тенденция к разводам, нарушение семейной иерархии, маскулинность женщины и т. д.

Идентифицированным пациентом в этом случае станет тот человек, который усвоит эти программы и «успешно» будет их претворять в своей жизни. Причем наследоваться могут нереализованные потребности, ценности, ожидания от брака. Часто собственный брак будет выстраиваться по принципу «дополнительности», когда человек будет «доигрывать» то, что он «не доиграл» или усвоил в родительской семье.

Поэтому необходимо помочь человеку осознать эти бессознательные программы и выработать критичное, трезвое к ним отношение; ведь, к сожалению, родители не всегда бывают правы, особенно если они далеки от жизни в контексте базовых духовных принципов.

Итак, мы рассмотрели основные внутрисемейные причины, которые могут «порождать» нарушения и вызывать проблемы у идентифицированного пациента — члена семьи, своими симптомами «озвучивающего» неблагополучие всей семьи в целом. Эффективная помощь может быть оказана, если любой симптом будет рассматриваться в контексте нарушенных внутрисемейных отношений.

Следует подчеркнуть, что приведенный психологический взгляд на целостность семьи исходит из наличия или отсутствия каких-либо нарушений у ее членов. При этом подразумевается, что семья будет гармоничной, если ни у кого из членов семьи нет нарушений душевного и соматического здоровья. По всей видимости, этот подход является узким и неспособным полно ответить на вопрос: а каким же образом предотвратить появление симптомов у членов семьи?

Со всей очевидностью можно сделать вывод, что психологическая парадигма знания не может дать ответ на этот вопрос. Поэтому важно понять: а каков духовный взгляд на проблему целостности семьи? Что может выступить в качестве духовных оснований целостности семьи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: