Показатели психологической готовности к школьному обучению

Лекция на тему: «Подготовка к школьному обучению в условиях семьи. Решение психолого-педагогических задач по диагностике адаптационных возможностей ребенка»


План:

 1) Как подготовить ребенка к школе.

 2) Показатели психологической готовности к школьному обучению.

 3)Родителям необходимо выработать у ребенка.

 4) Требования к уровню интеллектуальной подготовки.

 5) Полезные советы.

 6) Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации.

 

 


Подготовка ребенка к школе

Уважаемые родители! Вашему ребенку шесть лет – это серьезный период в жизни растущего человека. Все больше определяется характер, обостряется интерес к миру, вырабатывается привычка к труду, которая скоро станет для ребенка самой нужной. Школа принесет детям много радости, но она предъявит к ним и свои требования. Справится ли с ними ваш ребенок? Этот вопрос волнует многих родителей.

Часто родители считают, что подготовить ребенка к школе – это значит обучить его чтению, счету и письму. Однако это не так.

Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это еще не означает, что он готов учиться. «Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться» - Венгер, детский психолог.

Говоря о готовности к школе, необходимо говорить о психологической, интеллектуальной, физической готовности.

Одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки удобный ранец с разноцветными тетрадками недостаточно. Для успешного начала школьной жизни любому ребенку необходима психологическая подготовка.

Психологическая готовность к обучению в школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, который формируется у детей к семи годам.

 

Показатели психологической готовности к школьному обучению.

· Ребенок имеет твердое желание учиться, т.е. получать знания.

· Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями – память, внимание, мышление.

· Ребенок умеет общаться и работать в коллективе.

· Ребенок готов исполнять роль ученика.

· Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения с товарищами, учителями.

· У ребенка развиты волевые качества личности.

· Ребенок самостоятелен. Он чувствует себя уверенно, находясь вне дома – умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, умеет пользоваться общественным туалетом.

 

Родителям необходимо выработать у ребенка:

· умение переживать и успехи, и неудачи. Если ребенок настроен только на успех, а его не всегда удается достичь лёгким путем, то ребенок теряет желание учиться.

· умение доводить начатое дело до конца, выполнять домашние обязанности.

· волевые качества: усидчивость, умение сосредоточить внимание на не очень интересном деле, умение регулировать свое поведение.

Необходимо, чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем, умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.

Интеллектуальная готовность – это не набор знаний, которым должен обладать ребенок.

Интеллектуальная готовность – это общее развитие ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы те общие способности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.

Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно – поисковой деятельности, экспериментирования. Главное - развитие способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.

 

Требования к уровню интеллектуальной подготовки:

· объем знаний не обязательно должен превышать возрастные возможности детей и дублировать школьные учебные программы.

· общее развитие ребенка:

· знать название страны и города, в котором он живет, домашний адрес, Ф.И.О родителей, бабушек и дедушек, профессии родителей.

· знать времена года, месяцы года, дни недели, уметь работать с календарем, уметь определять время по часам.

· Важнейшим показателем уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитая речь, восприятие, память, воображение, наглядно – образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений; сравнивать предметы; находить различия и сходства; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения.

 

Гусь, утка, петух, курица, индюк – домашние птицы
Лиса, волк, медведь, кабан – дикие животные.
Малина, смородина, крыжовник - кустарники
Что лишнее: волк, заяц, петух, кабан.

 

Чем защищаются животные: корова – рогами, лошадь – копытами, кошка – когтями, пчела -, еж -.
Много-много лошадей – табун, коров – стадо, овец – отара, рыб -..
Кто как голос подает: корова, курица, воробей, сорока, утка, гусь
Кто где живет: лиса – в норе, медведь – в берлоге, муравей, пчела, собака
Часть – целое: панцирь – черепаха, хобот – слон, стержень – ручка, книга – библиотека, усы, руль, зрачок, жало,
Один – много: козленок – козлята, жеребенок – жеребята…

 

· Требования к уровню подготовки по математике:

· знать название чисел первого десятка,

· уметь назвать последующее и предыдущее число,

· можно решать простейшие геометрические и математические задачи, писать графические диктанты, ориентироваться на листе бумаги,

· уделить внимание решению логических задач.

 

Два отца и два сына делили три апельсина. Каждому досталось поровну. Как это получилось?
Мальчика зовут Егор Андреевич. Дедушку зовут Александр Сергеевич. Как зовут отца Егора?

 

Требования к уровню подготовки по чтению:

· знать буквы, уметь отличать гласные от согласных, давать их характеристику,

· правильно читать слоги и несложные слова: лиса, полка, малина,

· знать русские народные сказки,

· знать содержание сказок зарубежных авторов,

· знать произведения детских поэтов и писателей – Маршака, Михалкова, Барто, Носова, Чарушина. Знать как можно больше скороговорок и стихов наизусть.

· уметь строить предложение и небольшой рассказ по иллюстрации или серии иллюстраций.

· чистая речь, без искажений.

Требования к уровню подготовки по письму:

· иметь развитую мелкую моторику пальцев рук,

· правильно сидеть за столом – осанка, ноги,

· правильно держать ручку или карандаш,

· владеть навыками штриховки,

· владеть навыками раскрашивания,

· ни в коем случае не учить детей писать. Если учите - только печатными буквами и сразу без ошибок.

Физическая готовность – это и состояние здоровья ребенка, и его физические навыки.

Состояние здоровья ребенка перед 1 классом необходимо привести в норму.

Необходимо обратить внимание на следующие показатели:

· наличие хронических заболеваний,

· состояние ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы, группа ЧБД,

· хождение по ночам, ночные страхи, энурез, частое посещение туалета,

· санация зубов,

· наличие необходимых прививок.

Физическое развитие ребенка:

· умение бегать, прыгать через скакалку, крутить обруч, ловить и подбрасывать мяч, отжиматься, принимать участие в эстафетах, играть в подвижные игры, кататься на коньках, на лыжах, на велосипеде, на самокате, на роликах.

· умение управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве,

· умение самостоятельно одеться на урок физкультуры,

 

****************************************

Полезные советы.

· Необходимо сформировать у ребенка положительный образ школы, учителя. Никогда не обсуждать школу и учителя в присутствии ребенка.

· Не пугайте ребенка школой и отметками. Отметки в 1 классе не ставятся. Учите ребенка адекватно оценивать свои действия, анализировать ошибки, не пугаться неудач. Допустите, что ваш ребенок не должен быть самым лучшим в классе.

· Не рисуйте школьную жизнь и будущие успехи ребенка в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

· «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Каждый имеет право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что – то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему – то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.

· Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении взрослых. Задача пап и мам – запастись терпением и помочь ребенку.

· Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.

· Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.

· Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: