Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».
Прием 3. Добавьте юмора
Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.
Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.
Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора
Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:
- цитируйте предыдущего оратора;
- обыгрывайте его выражения и слова;
- соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.
Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники
|
|
Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.
Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки
К каждому выступлению готовьтесь тщательно — оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:
- обстановке;
- возрасту слушателей;
- установкам аудитории;
- уровню знаний слушателей.
Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:
- Дорогие друзья!
- Юные друзья!
- Уважаемые дамы и господа!
- Глубокоуважаемые коллеги!
Используйте разные формулировки.
Прием 7. Голосовые приемы
Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.
Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:
- понижения тона голоса;
- повышения тона голоса;
- изменения громкости голоса;
- изменения темпа речи.
Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы
Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.
Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.
|
|
Наиболее распространенный ораторский прием.
Наиболее распространенным ораторским приемом можно считать понятие «Триада»- самый простой и, пожалуй, один из самых мощных ораторских приемов. Мир, труд, май. Быстрее, выше, сильнее. Пришел, увидел, победил. Все это - триады. Они легки для восприятия, для запоминания, красивы «в упаковке» (опять три довода!). Триадой может быть не только три слова, но и три фразы («Счастье — это когда то, что вы думаете, то, что вы говорите, и то, что вы делаете, гармонирует друг с другом», Махатма Ганди).
Где триады применяю я? Например, во время проблематизации в начале мастер-класса, когда нужно показать группе важность обучения. Я описываю ситуации, где неумение выступать перед публикой оборачивается проблемами или рисками. И просто привожу три разных иллюстрации-проблемы. Это помогает усилить эффект и шире охватить аудиторию.
Речь преподавателя.
речь преподавателя — средство выражения собственных мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая его речь, прежде всего стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления могут осуществиться только в том случае, если речь преподавателя:
- грамматически правильная. Грамотно построенная фраза позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными учителем нарушениями морфологии и синтаксиса;
- точная. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний неточные формулировки, смешение родовых, видовых и типовых признаков, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, ярких примеров, специальное (часто графическое) выделение классов, родов, видов, типов явлений, исключение штампов — все это создает условия для качественного усвоения знаний;
- уместная. Уместность употребления в речи различных терминов, абстрактных понятий и сложных предложений зависит от уровня развития учащихся и их возрастных особенностей. Опытный учитель меньше времени тратит на объяснение уже известного; дозированно использует специальные термины и академические выражения, профессиональную лексику (например, лексику артистов, медиков, юристов и др.). Сленг (жаргон), т.е. специфические выражения, которые используют в своей речи отдельные группы населения (например, слово «тусовка» у молодежи), придает речи новизну и силу, но пользоваться сленгом надо осторожно, избегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова и выражения всегда вызывают ассоциации, которые могут быть положительными или отрицательными, поэтому, прежде чем произнести слово, преподавателю следует заранее определить, какую ответную реакцию учащихся он хочет получить;
- экономная. Такое свойство, как экономность речи, проявляется в отсутствии многословия, частого повторения одних и тех же выражений (речевых штампов), высокопарности, слов-паразитов («вот», «значит» и т.п.), большого количества вводных слов и фраз (типа «я смотрю»; «абсолютная и неоспоримая истина»; «видимо», «вам придется согласиться» и т.п.). Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в цепочки согласно нормам логики и стилистики;
- оригинальная. Оригинальность речи преподавателя отображает особенности его мышления. Душа образованного человека и ее проявления в речи так же неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в преподавателе прежде всего самобытность его личности. Усиливают самобытность речи изредка вставляемые изречения типа лозунга, риторические вопросы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолчания, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподобления, пословицы и поговорки, другие выражения устного народного творчества.
|
|
6.Понятие «выразительность языка».