Определение природы ценностей

ПРИРОДА ЦЕННОСТЕЙ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ. ДИАЛЕКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА У ИММАНУИЛА КАНТА

Выполнила:

Пицына Елена Михайловна,

 аспирант 1 года обучения,

 44.06.01 Образование

и педагогические науки,

13.00.01 Общая педагогика, история

 педагогики и образования

Ярославль, 2020

Определение природы ценностей

Исследование проблематики ценностей занимается философская дисциплина «аксиология». Аксиология (образовано от греческого слова: ἀξία — ценность; λόγος — слово, рассуждение, учение). Аксиология — это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни. Аксиология ставит вопрос о соотношении ценности и оценки. Это — центральная проблема теории познания, этики и эстетики. Это один из наиболее молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология возникла лишь в конце 19 века. Суждения же о различных видах ценности — благе, добре, красоте, святости — мы встречаем у античных философов, теологов средневековья, мыслителей эпохи Возрождения, и у философов Нового времени. Тем не менее, обобщающего представления о ценности как таковой и закономерности её проявления в различных формах в философии не было. Применительно к истории эстетической, этической, теологической, философской мысли до XIX столетия неправомерно говорить ни об "аксиологии" как философской теории ценности, ни о ценности как таковой. Очень точно объяснил это историк философского изучения ценностей Адольф Штерн: "Несомненно, Платон, Аристотель и другие великие философы, разрабатывая проблемы этики, эстетики, экономической теории и другие, имели дело с ценностями, но они не осознавали, что добро, красота, польза и т. п. имеют нечто общее, что и должно стать предметом самостоятельной дисциплины".

Термином "ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. Ценности – такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества. Ценность — это одна из понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающая положительную или отрицательную значимость объекта или явления действительности, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности).

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям фор­мируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступ­ков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям.

Сам термин «ценность» необходим для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений. Каждая исторически обусловленная форма общественной жизни может характеризоваться специфической иерархией ценностей. Эта система выступает в качестве высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специальные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу её формирования и поддержания нормативного порядка в обществе.

Помимо этого, ценности понимаются как смыслообразующие основания бытия, которые могут задавать направленность человеческой жизни (механизмы смыслового задержания человека в жизни). Понятие «ценность» становится центральным при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения. В этом отношении ценности обеспечивают временную преемственность и разделают «мир сущего» (ресурсные ограничения) от «мира должного» (их отсутствие), а также структурируют будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно обоснованных целей (они могут быть недостижимыми).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: