В чем заключается роль эмоций?

План практического занятия №5.

Тема 6: Индивидуально-психологические особенности личности.

Учебная цель: измерение уровня эмоционального интеллекта
личности.

Основные понятия: эмоции, эмоциональный интеллект


Время: 1,5часа

Название методики:   Тест на эмоциональный интеллект Холла (Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ)

Инструментарий: для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».

Ход занятия:

Пожалуйста, будьте внимательны и придерживайтесь следующего алгоритма:

Шаг 1. Ознакомьтесь с описанием методики.

Шаг 2. Внимательно (!) прочитайте инструкцию к выполнению опросника и ответьте на вопросы.

Шаг 3. Обработайте результаты тестирования при помощи ключа: впишите названия шкал и результаты обработки в бланк обработки.

Шаг 4. Ознакомьтесь с интерпретацией результатов и составьте психологическое заключение по методике.

Шаг 5. Проанализируйте результаты:

1. Насколько вы согласны с выводом, полученным в результате обработки?

Шаг 6. Оформите работу согласно требованиям.

Структура психологического заключения:

1. Дата и время исследования

2. Ф.И.О., дата рождения, место учебы (группа)

3. Измеряемые характеристики (цели и задачи исследования).

4. Порядок исследования (процедура эксперимента).

5. Анализ результатов и выводы.

Требования к оформлению:

1. Практическое задание выполняется на листах формата А4.

2. Психологическое заключение может быть, как напечатанным, так и рукописным.

3. Работа обязательно должна содержать текст опросника с ответами, бланк обработки, заключение(см. Шаг 5).

БЛАНК ОБРАБОТКИ

 

 

Ф.И.О.________________ Группа______

Возраст______ Дата_________

ОТВЕТЫ

1…; 2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;16;17;18;19;20;21;22;

23;24;25;26;27;28;29;30 

· Описание методики: Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

эмоциональная осведомленность – понимаете ли вы, какие конкретно эмоции вы сейчас чувствуете и почему; осознание и понимание своих эмоций;


2. управление своими эмоциями – умение подчинять собственные эмоции и использовать их для достижения тех или иных целей, эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость;

3. самомотивация – умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций, произвольное управление своим поведением с помощью управления своими эмоциями;
4. эмпатия – понимание, какие эмоции и чувства испытывают другие люди в данный момент и почему; способность сопереживать, сочувствовать состоянию другого человека;

5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:
• Полностью не согласен (-3 балла).
• В основном не согласен (-2 балла).
• Отчасти не согласен (-1 балл).
• Отчасти согласен (+1 балл).
• В основном согласен (+2 балла).
• Полностью согласен (+3 балла).

Работаем!
Текст опросника
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.








































Обработка и интерпретация результатов

Ключ к тесту

Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

 

Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов можно выделить по уровням: 14 и более -- высокий уровень; 8-13 -- средний уровень; 7 и менее -- низкий уровень.:

 

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

• 70 и более – высокий;
• 40-69 – средний;
• 39 и менее – низкий.

Таким образом, эмоциональная осведомленность развивается путем осознания и понимания собственных эмоций. У человека с высокой эмоциональной осведомленностью высокая степень знания о собственном внутреннем состоянии. Для этого нужно регулярно пополнять свой словарь эмоций

Чтобы повысить уровень управления своими эмоциями нужно развивать эмоциональную гибкость, тренироваться переключаться с одной эмоции на другую.

Умение управлять своим поведением с помощью управления эмоциями развивается путем повышения осознанности и выбора нужной эмоции и нужного поведения, наиболее эффективного в конкретной ситуации. Эмпатия и понимание эмоций других людей происходит за счет «считывания» жестов, мимики, позы человека.

Также можно совершенствовать навык управления эмоциями других людей — через техники эффективного воздействия на эмоциональное состояние другого человека.

Просмотр учебных видеофильмов:

  1. «Про эмоции. Эксперименты и выводы»
  2. «Как научиться контролировать эмоции»
  3. «Как управлять гневом и агрессией»
  4. «Зачем развивать эмоциональный интеллект. Интервью с Татьяной Черниговской»
  5. Пройти «Тест по картинке «Угадай эмоции людей»

Ответить на вопросы:








В чем заключается роль эмоций?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: