В настоящее время в обучении широко используются следующие педагогические

Тема 4. Роль ИКТ в реализации педагогических технологий – 4 часа

 

Те виды образовательных, обучающих технологий, которые применяют в учебном процессе, и называют педагогическими технологиями.

Педагогические технологии подразделяются на традиционные и новые  (нетрадиционные).

 

Для традиционных педагогических технологий характерна направленность на формирование личности под воздействием педагога, всей системы обучения и воспитания.

 

Для нетрадиционных педагогических технологий (их еще называют активными и интенсивными) характерны активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, они направлены на раскрытие потенциала личности.

 

В настоящее время наиболее распространенными в педагогической практике являются

следующие педагогические технологии:

- практический эксперимент;

- метод проектов;

- групповые обсуждения (дискуссии);

- мозговой штурм;

- деловые игры;

- ролевые игры;

- баскет-метод (имитация ситуаций);

- тренинги;

- использование компьютерных обучающих программ;

- анализ практических ситуаций (case-study).

 

Выбор метода обучения определяется разными факторами (например, численностью

учащихся, так как большинство методов пригодно для небольших групп), но, в первую

очередь, дидактической задачей. В таблице приведены методы активного обучения, наиболее соответствующие реализации той или иной дидактической цели.

 

Влияние ИКТ на педагогические технологии выражается в их обогащении за счет использования возможностей ИКТ. Они предоставляют педагогам эффективные вспомогательные средства, которые, если они обоснованно и гармонично интегрируются в

учебный процесс, обеспечивают новые возможности и преподавателям и учащимся.

 

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет:

1) организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях;

2) сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся;

3) обеспечить более широкий доступ к учебной информации за счет компьютерных

технологий поиска, доступа, отбора и структурирования информации в сетях Интернет и

Интернет;

4) обеспечивать доставку и хранение информации;

5) обеспечить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, что,

в свою очередь, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в

организации процесса обучения;

6) обеспечить возможность объединения информационных ресурсов образовательных

и научных центров;

7) привлекать к учебному процессу ведущих педагогов и специалистов;

8) организовывать совместные научные эксперименты и образовательные программы;

В настоящее время в обучении широко используются следующие педагогические

технологии:

1) Информационно-развивающие (информационные- познавательные).

2) Деятельностные (информационно-деятельностные).

3) Развивающие.

4) Личностно-ориентированные.

 

1) Информационно-развивающие технологии. Основная их цель - подготовить

эрудированного специалиста, владеющего необходимой системой знаний, обладающего большим запасом информации. Они ориентированы на формирование системы знаний, их максимальное обогащение, запоминание и свободное оперирование ими. Это технологии, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде:

- в изложении преподавателя (лекции, семинары, рассказ, объяснение, беседа);

- диктора (учебные кино или видеофильм);

- в результате самостоятельного чтения литературы (учебника, учебного пособия), либо

посредством обучающей программы (программированное обучение);

- с помощью информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний,

включая использование технических и электронных средств информации.

 

2) Деятельностные (информационно-деятельностные) технологии. Главная их цель -

подготовка профессионала-специалиста, способного грамотно решать профессиональные

задачи. Ориентация при их построении на формирование профессиональных практических навыков с помощью учебной информации, обеспечивающей возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Они предусматривают:

- анализ производственных задач, деловые игры,

- "погружение" в профессиональную деятельность,

- моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе,

- контекстное обучение (включение изучаемого материала в необычный игровой контекст),

-организацию профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работы.

 

3) Развивающие технологии. Их цель - подготовка специалиста, способного видеть и

формулировать проблемы, определять способы и средства для их решения. Ориентация при их разработке:

-  на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности. Они рассчитаны на проблемное обучение и включают в себя проблемные лекции, проблемные семинары, учебные дискуссии, поисковые лабораторные, научно-исследовательские работы, организацию коллективной мыслительной деятельности в малых и больших группах.

 

4) Личностно-ориентированные (личностно-деятельностные) технологии. Их цель-

формирование активной личности, самостоятельно строящей и корректирующей свою

учебно-познавательную деятельность. Ориентация при их создании на развитие активности личности в учебном процессе. Для них характерны:

- соотношение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и соответствующая организация учебного процесса;

- соотношение обязательных и элективных (то есть, по выбору) курсов и работ;

- опережающая самостоятельная работа (предшествующая лекциям и семинарам,

основанная на использовании информационных технологий);

- индивидуализация обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов, работа по

индивидуальным учебным планам);

- индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные

собеседования);

- учебно-исследовательская работа, организованная так, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (использование

информационных технологий);

- использование автоматизированных обучающих систем в учебном процессе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: