Тема 4. Роль ИКТ в реализации педагогических технологий – 4 часа
Те виды образовательных, обучающих технологий, которые применяют в учебном процессе, и называют педагогическими технологиями.
Педагогические технологии подразделяются на традиционные и новые (нетрадиционные).
Для традиционных педагогических технологий характерна направленность на формирование личности под воздействием педагога, всей системы обучения и воспитания.
Для нетрадиционных педагогических технологий (их еще называют активными и интенсивными) характерны активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, они направлены на раскрытие потенциала личности.
В настоящее время наиболее распространенными в педагогической практике являются
следующие педагогические технологии:
- практический эксперимент;
- метод проектов;
- групповые обсуждения (дискуссии);
- мозговой штурм;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- баскет-метод (имитация ситуаций);
- тренинги;
|
|
- использование компьютерных обучающих программ;
- анализ практических ситуаций (case-study).
Выбор метода обучения определяется разными факторами (например, численностью
учащихся, так как большинство методов пригодно для небольших групп), но, в первую
очередь, дидактической задачей. В таблице приведены методы активного обучения, наиболее соответствующие реализации той или иной дидактической цели.
Влияние ИКТ на педагогические технологии выражается в их обогащении за счет использования возможностей ИКТ. Они предоставляют педагогам эффективные вспомогательные средства, которые, если они обоснованно и гармонично интегрируются в
учебный процесс, обеспечивают новые возможности и преподавателям и учащимся.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет:
1) организовывать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях;
2) сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся;
3) обеспечить более широкий доступ к учебной информации за счет компьютерных
технологий поиска, доступа, отбора и структурирования информации в сетях Интернет и
Интернет;
4) обеспечивать доставку и хранение информации;
5) обеспечить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, что,
в свою очередь, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в
организации процесса обучения;
6) обеспечить возможность объединения информационных ресурсов образовательных
и научных центров;
7) привлекать к учебному процессу ведущих педагогов и специалистов;
8) организовывать совместные научные эксперименты и образовательные программы;
|
|
В настоящее время в обучении широко используются следующие педагогические
технологии:
1) Информационно-развивающие (информационные- познавательные).
2) Деятельностные (информационно-деятельностные).
3) Развивающие.
4) Личностно-ориентированные.
1) Информационно-развивающие технологии. Основная их цель - подготовить
эрудированного специалиста, владеющего необходимой системой знаний, обладающего большим запасом информации. Они ориентированы на формирование системы знаний, их максимальное обогащение, запоминание и свободное оперирование ими. Это технологии, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде:
- в изложении преподавателя (лекции, семинары, рассказ, объяснение, беседа);
- диктора (учебные кино или видеофильм);
- в результате самостоятельного чтения литературы (учебника, учебного пособия), либо
посредством обучающей программы (программированное обучение);
- с помощью информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний,
включая использование технических и электронных средств информации.
2) Деятельностные (информационно-деятельностные) технологии. Главная их цель -
подготовка профессионала-специалиста, способного грамотно решать профессиональные
задачи. Ориентация при их построении на формирование профессиональных практических навыков с помощью учебной информации, обеспечивающей возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Они предусматривают:
- анализ производственных задач, деловые игры,
- "погружение" в профессиональную деятельность,
- моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе,
- контекстное обучение (включение изучаемого материала в необычный игровой контекст),
-организацию профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работы.
3) Развивающие технологии. Их цель - подготовка специалиста, способного видеть и
формулировать проблемы, определять способы и средства для их решения. Ориентация при их разработке:
- на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности. Они рассчитаны на проблемное обучение и включают в себя проблемные лекции, проблемные семинары, учебные дискуссии, поисковые лабораторные, научно-исследовательские работы, организацию коллективной мыслительной деятельности в малых и больших группах.
4) Личностно-ориентированные (личностно-деятельностные) технологии. Их цель-
формирование активной личности, самостоятельно строящей и корректирующей свою
учебно-познавательную деятельность. Ориентация при их создании на развитие активности личности в учебном процессе. Для них характерны:
- соотношение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и соответствующая организация учебного процесса;
- соотношение обязательных и элективных (то есть, по выбору) курсов и работ;
- опережающая самостоятельная работа (предшествующая лекциям и семинарам,
основанная на использовании информационных технологий);
- индивидуализация обучения (более свободный выбор тем, работ, курсов, работа по
индивидуальным учебным планам);
- индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные
собеседования);
- учебно-исследовательская работа, организованная так, чтобы студент испытывал потребность в изучении литературы для решения намеченных задач (использование
информационных технологий);
- использование автоматизированных обучающих систем в учебном процессе.