Состояние языкового анализа и синтеза у обучающихся начальных классов с дисграфией

Письменная речь является особой формой речевой деятельности, вызванной необходимостью человека передавать мысли, чувства, эмоции, впечатления в случае, когда использование устной речи не представляется возможным. С помощью письма человек получает средство для сохранения своих идей и впечатлений не только в пространстве, но и во времени. В наши дни актуальность использования письменной речи особенно ярко проявляется в связи с развитием Интернета, с возможностью быстро и доходчиво передавать свои мысли независимо от расстояния, на котором находится собеседник. По форме, стилю, грамотности составленного сообщения мы делаем выводы о культурном и интеллектуальном уровне собеседника, зачастую не имея возможности и необходимости личной встречи. Быстрое овладение навыками правильной письменной речи является обязательным условием для более успешной социальной самореализации личности.

Нарушение письма является весьма распространенной формой речевой патологии, прежде всего, у детей младшего школьного возраста. Кроме того, трудности, связанные с овладением письменной речью, как правило, отражаются на успевании школьника по другим предметам, а также сказываются на его социальной адаптации и поведении [1, 5]. В свою очередь, “преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации общественной ее направленности, для приобретения знаний [3, 4].

Актуальность исследования данной темы подтверждается фактом, что количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы имеет тенденцию к прогрессированию и на данный момент достигает 30%. Важно отметить, что показатели состояния здоровья детей относятся к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, а негативные тенденции в области здоровья являются свидетельством социального неблагополучия [1].

По мнению исследователей, для успешного формирования навыков чтения и письма у ребенка должны быть в достаточной мере сформированы: пространственные представления, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, графомоторные навыки, развита слухоречевая, зрительная, моторная память, сформировано произвольное внимание, сукцессивные функции (воспроизведение последовательности движений, соблюдение последовательности во времени, пространстве, речи), достаточный уровень развития устной речи.

На протяжении многих десятилетий вопросы диагностики, профилактики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи привлекают внимание специалистов из разных областей науки. Начиная с 30-х годов прошлого века вопросы нарушения письма и чтения изучают психологи, педагоги, дефектологи, специалисты смежных областей науки. Если изначально овладение устной речью и усвоение письма представлялись процессами, не связанными между собой, то более поздние исследования, на результаты которых опирается современная наука, установили многообразие проявлений нарушений речевого развития, которое потребовало исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. В современной науке наиболее значимый вклад в изучение проблемы нарушения письменной речи внесли Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, Л. Г. Парамонова, А. Н. Коренев, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова, И. Н. Садовникова, Л. С. Цветкова, Л. Н. Ефименкова и др. В последние десятилетия исследованиями в этой области занимаются М. Н. Русецкая, Н. В. Разживина, О. Б. Иншакова, Е. А. Логинова, И. А. Прищепова, О. И. Азова и др.

В результате многолетних исследований причин возникновения дисграфии в отечественной логопедии изучены вопросы структуры, симптоматики, механизмов дисграфии; разработаны как методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, Н. В. Разживина, З. А. Репина, И. Н. Садовникова, А. А. Тараканова, О. А. Токарева и др.).

Исследования подтверждают, что самой распространенной является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза [4]. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризуется трудностями при проведении операций следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа (который является наиболее сложной формой языкового анализа) и синтеза. Типичными ошибками при этом виде дисграфии являются пропуски букв, соответствующим согласным звука в их стечении, перестановка букв местами, нарушение структуры слова, предложения, пропуск слогообразующих гласных. Недоразвитие фонематического анализа ведет к искажению звукобуквенной структуры слова. Наиболее распространены ошибки в виде пропусков согласных при их стечении, пропусков гласных, перестановки букв; добавление букв, пропуски, добавления, перестановки слогов [4].

Актуальность проблемы обусловила необходимость проведения экспериментального исследования, целью которого было изучение состояния языкового анализа и синтеза и их особенностей у обучающихся начальных классов с нарушениями навыков письма.

Констатирующее исследование проводилось в 2019-20 учебном году на базе ГБОУ СОШ №39 Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 13 школьников с дисграфией и 13 школьников с нормальным речевым развитием. Средний возраст детей составил 8 лет 6 мес.

Объектом исследования являлся процесс формирования операций языкового анализа и синтеза у обучающихся начальных классов с дисграфией. По окончании исследования проводится анализ результатов логопедической работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза у этой группы учащихся.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

- разработка методики исследования уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;

- отбор учащихся в экспериментальную и контрольную группы;

- исследование уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей контрольной группы и экспериментальной группы по разработанной методике;

- анализ результатов исследования и определение основных особенностей уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;

- разработка системы коррекционно-логопедической работы с учетом результатов исследования уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;

- проведение логопедической работы с учетом результатов исследования уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;

- разработка методических рекомендаций с учетом результатов исследования.

В исследовании использовались организационные, эмпирические, статистические, интерпретационные методы.

В результате проводимого исследования ожидаемо подтверждение тезиса о том, что всестороннее изучение операций языкового анализа и синтеза у младших школьников и основанная на результатах исследования своевременная профилактическая и коррекционная работа является необходимой мерой для предотвращения сложностей в усвоении учебного материала, и, как следствие, неуспеваемости учащегося в освоении школьной программы, а также для сохранении и развитии навыков социальной коммуникации ребенка и формировании полноценной, социально адаптированной личности.

Список литературы

1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.

2. Безруких, М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200901702 (дата обращения: 9.03.2020)

3. Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А. Специальная педагогика. Учебное пособие с практикумом для студентов вузов / Под общей редакцией О.В. Елецкой. М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.

4. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224с.

5. Разживина, Н. В. Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников. Санкт-Петербург, 2008.

6. Чутко, Л.С., Елецкая, О.В., Сурушкина, С.Ю., Ливинская, А.М., Логинова, Е.А., Чистякова, Н.П., Щукина, Д.А. Речевые нарушения у детей / под ред. Л.С. Чутко, О.В. Елецкой. Монография. – М.: МЕДпресс-информ, 2019.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: