С присоединением Российской Федерации к Парижскому (ПМ) и Токийскому (ТМ) Меморандумам практическая деятельность России в рамках ПМ и ТМ началась с издания Приказа Департамента морского транспорта от 27.12.1995 г. №63 «О мерах по выполнению требований Парижского и Токийского Меморандумов». В кратчайшее время были созданы рабочие органы по функционированию национальной Системы контроля со стороны государства порта.
Национальная Система состоит из формируемых Министерством транспорта РФ органов, действующих на основе единой нормативно-правовой базы и четкого распределения функций и сфер ответственности, и включает в себя:
- руководящий орган Системы;
- взаимодействующие органы;
- координирующие органы;
- исполнительные органы;
- объекты контроля.
Руководящий орган Системы — Департамент безопасности мореплавания (ДБМ МТ) — выполняет функции государственной федеральной морской Администрации, ответственной за исполнение обязательств России по международным и региональным договорам, в том числе по Парижскому и Токийскому Меморандумам. Решения, принимаемые ДБМ МТ в области контроля судов со стороны Государства порта, обязательны для исполнения всеми органами Системы, за исключением взаимодействующих органов.
|
|
Взаимодействующими органами Системы являются ИМО, МОТ, МАКО, КО.
Координирующие органы Системы:
- Региональный информационно-технический Центр Парижского Меморандума (РИТЦ ПМ) при ЗАО «Морские Компьютерные Системы» (Санкт-Петербург);
- Азиатско-Тихоокеанский морской информационно-консультативный центр Токийского Меморандума (АТМИКД ТМ) (Владивосток).
Координирующие органы созданы с целью согласования МАЛ Европейской части РФ и Дальнего Востока по реализации процедур контроля судов иностранного флага под руководством ДБМ МТ.
Исполнительными органами Системы являются капитаны портов, осуществляющие непосредственные проверки судов. Ответственность за организацию проверок несут капитаны портов, а проверки осуществляются специально назначенными инспекторами — должностными лицами, осуществляющими контроль (ДЛОК). Результаты проверок заносятся в информационные базы данных ПМ и ТМ, причем при установлении несоответствий и вскрытии недостатков используются отдельные, специально разработанные формуляры. О результатах проверок капитаны портов докладывают в ДБМ МТ и соответствующие центры.
Объектами проверок являются иностранные суда и их экипажи. Определение судов для проверок производится согласно методикам, предписанным соответствующими документами ПМ и ТМ.
Цели национальной Системы контроля судов со стороны государства порта:
|
|
- выполнение обязательств России по международным соглашениям в области контроля судов иностранного флага в портах РФ;
- обеспечение безопасности мореплавания, охрана человеческой жизни на море и в портах, защита окружающей среды;
- исключение «субстандартных» судов из практики мирового судоходства;
- улучшение условий обитаемости и труда на судах;
- реализация системного подхода к определению приемлемого уровня безопасности в судоходстве;
- поддержание надлежащего технического уровня специалистов, осуществляющих контроль безопасности судов, а также их надлежащей языковой подготовки;
- взаимный обмен информацией между всеми сторонами процесса (ДБМ МТ, МАЛ, РИТЦ ПМ, АТМИКЦ ТМ, соответственно, других государств-участников Меморандумов).
Практическое занятие № 5
Тема: Разбор аварийных случаев
Задание: Проанализировать действия участников АС. Отметить причины, по которым произошло АС и выяснить предшествующие обстоятельства, приведшие к аварии. Привести схему или план аварийной ситуации.
В табличной форме сделать разбор аварии, отметив положительные и отрицательные стороны каждого из участника аварийного случая. Дать предложения, которые бы помогли предотвратить аварийную ситуацию в будущем.
Вид АС__________________________________ Классификация по ПРАИМ-2013 ________________________________ | |||
т/х « » | т/х « » | ||
Положительные стороны | Отрицательные стороны | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Предложения по предупреждению аварийного случая
т/х « » | т/х « » |
АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ