ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:
I ступень - тоника
II ступень – нисходящий вводный звук
III ступень – медианта
IV ступень – субдоминанта
V ступень – доминанта
VI ступень – субмедианта
VII ступень – восходящий вводный звук
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – ½ (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – ½ (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным. Тоника обозначается буквой - Т.
МИНОРНЫЙ ЛАД - это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорный лад, как и мажорный, состоит из 7 ступеней. Тоника обозначается буквой – t.
Минорный лад (натуральный минор) имеет строение: т (тон) – ½ (полутон) – т (тон) – т (тон) –½ (полутон) - т (тон)- т (тон). Такой минорный лад называется – натуральным.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР – это минор, в котором повышается VII ступень. Гармонический минор имеет строение: Т-1/2–Т-Т-1/2-Т1/2(полтора тона)-1/2
МЕЛОДИЧЕСКИЙ МИНОР – это минор, в котором при движении вверх повышается VI и VII ступень, а вниз – как по натуральному минору. Мелодический минор имеет строение: Т-1/2–Т-Т-Т-Т-1/2
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
ля минор – это тональность минорного лада, с тоникой «ля» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
ми минор – это тональность минорного лада с тоникой «ми» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
си минор - это тональность минорного лада, с тоникой «си» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ре минор - это тональность минорного лада, с тоникой «ре» и одним ключевым знаком – си бемоль.
СИ БЕМОЛЬ МАЖОР - это тональность мажорного лада, с тоникой «си-бемоль» и двумя ключевыми знаками – си бемоль и ми-бемоль.
соль минор - это тональность минорного лада, с тоникой «соль» и двумя ключевыми знаками – си бемоль и ми-бемоль.