Монораппортная композиция

Замкнутая монораппортная композиция может быть построена по принципу симметрии или асимметрии.

Зеркальная осевая симметрия применяется в рисунках платков, скатертей, шарфов, полотенец, некоторых штучных трикотажных изделий. В изделиях круглой формы чаще всего используется центральная симметрия.

Асимметричны рисунки большинства сувенирных штучных изделий, панно, трикотажных изделий, купонов детской и женской одежды.

В симметричном рисунке могут быть одна или несколько осей симметрии. Варианты расположения одной оси симметрии показаны на рис. 21, а – г.

Две взаимно перпендикулярные оси симметрии используются в изделиях квадратной, прямоугольной или круглой формы (см. рис. 21, д).

Могут быть орнаментальные композиции штучных изделий, имеющие четыре, а в круглых формах — даже восемь осей симметрии (см. рис. 21, е). С возрастанием числа осей симметрии композиция становится все более статичной, замкнутой.

Более динамична композиция с одной осью симметрии, а еще большей динамикой обладают композиции, построенные по принципу асимметрии (рис. 21, к - м).

Целостность асимметричной композиции достигается равновесием, но равновесием не статичным, как в симметричном построении, а динамичным.

Существует несколько способов построения асимметричной замкнутой композиции. Об одном из них – окружении изображения каймой уже говорилось ранее.

Другой способ построения асимметричной замкнутой композиции – выделение композиционного центра, объединяющего разрозненные элементы композиции.

Композиционный центр монораппортного рисунка может быть выделен группировкой форм (рис. 21, к), контрастом в масштабе форм, движением, организованным вокруг центра независимо от того, есть ли какая форма в этом центре (рис. 21, м), разработкой форм, светлотным или цветовым контрастом (рис. 21, л).

Иногда в композиционном решении используют сразу несколько приемов акцентирования.

Доминанта - композиционный центр — должна увязываться со всей композицией по всем характеристикам. Если активность композиционного центра преувеличена, то он не объединяет, а разрушает композицию, выпадая из нее.

В большинстве случаев в композиции на плоскости, которая не изменяет свою форму при практическом использовании, доминанта располагается близко от геометрического центра плоскости. Любой сдвиг этой точки в сторону требует уравновешивания доминанты в одной или нескольких противоположных точках.

Правила ритмической и пластической организации текстильных мотивов в композиции штучного изделия играют важнейшую роль. Образное решение монораппортной композиции во многом зависит от того, какой ритм главенствует в рисунке, какова пластическая характеристика основных и дополнительных движений, абрисов форм.

В сложных композиционных построениях важно придерживаться правил трехкомпонентности и масштабной согласованности.

Необходимо учитывать и такой момент, когда в асимметричную композицию включаются элементы неполной формы со срезом части ее каймой. Нужно иметь в виду, что большая часть такой формы, основные ее детали должны находиться в плоскости рисунка и не выходить за границы каймы.

1. Особенность монораппортной композиции состоит в том, что она должна быть замкнутой. Это достигается соответствующим членением композиции на поле и кайму и организацией мотивов в плоскости по принципу симметрии и асимметрии.

2. Пропорциональные отношения между частями композиции можно решать по принципу равенства или заметного неравенства. При использовании принципа неравенства необходимо найти наилучшее соотношение в какой-либо читаемой визуальной закономерности.

З. Симметричные построения композиции приводят к статичности рисунка, асимметричные — к динамичности.

4. В асимметричной композиции замкнутость, организованность мотивов может быть достигнута как ограничением плоскости рисунка каймой, так и выделением композиционного центра.

5. Композиционный центр должен располагаться в активной зоне рисунка, различной для изделий разного назначения. Он должен соответствовать по размеру, своей активности, разработке остальным частям рисунка.

6. Вся разработка композиции текстильного рисунка для штучных изделий должна выполняться с учетом практического использования этих изделий, а также структуры, фактуры текстильного полотна и способа воспроизведения рисунка на печатном оборудовании.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение слову раппорт.

2. Дайте определение слову монокомпозиция.

3. Назовите конструктивные элементы орнмента.

 

Цели:

· Использование разнообразных композиционных схем для создания монокомпозиции в квадрате и прямоугольнике.

· Развитие умения обобщать и систематизировать знания. Развитие самостоятельности, мышления, воображения, наблюдательности, глазомера, развитие речи.

· Формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала обучающихся.

Ход выполнения:

1. Начертить квадрат (20х20 см) на листе А4. (6 листов А4);

2. Выполнить схемы (6 разных схем) построения композиции (в графике) из представленных элементов с выделением композиционного центра.

 

 

Материалы и оборудование:

Маркер, карандаш, ластик, гелевая ручка или тушь, линейка, кисти, перо, бумага формата А-4;

Отчет о выполнении практического задания:

Необходимо загрузить файл (фото) для оценивания полностью законченных схем построения композиции с выделением доминанты на формате А-4.

Отчет о выполнении практического задания:

Необходимо сдать для оценивания полностью законченные композиции, выполненные на основе творческого источника и собранного материала: 6 шт. на формате А-4.

Критерии оценки:

«5» - работа выполнена аккуратно, правильно закомпонована на листе; нет нарушения законов композиции; гармонично подобраны цвета; работа выполнена на высоком профессиональном уровне.

«4» - работа выполнена достаточно аккуратно, правильно закомпонована на листе; нет нарушений базовых законов композиции; допущены небольшие неточности при разработке мотивов; достаточно грамотно подобраны цвета;

«3» - работа имеет неопрятный вид, не соблюдены базовые законы компоновки на листе изображения. Присутствуют нарушения основных законов композиции.

«2» - работа не сдана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: