Задания на диагностику переключения внимания: методика «Красно-черная таблица»

Методика «Нелепицы»

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.

Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.

Методика проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:

1. Понравилась ли тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.

2. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.

3. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.

4. А еще что? Может быть, вспомнишь?

Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.

5. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.

6. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.

7. А может быть такое в жизни?

Может быть, здесь что-то перепутано?

Критерии оценки:

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.

I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.

II уровень: допускаются неточности.

III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.

Методика «Зрительная произвольная память».

Цель: Определение объёма зрительного произвольного кратковременного запоминания.

Материал: 10 картинок

Инструкция: «Я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается набор из 10 картинок. Картинки выкладываются по одной. Ребёнку предлагается назвать то, что нарисовано на картинке, и запомнить. После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор убирает материал. Ребёнок воспроизводит набор картинок на вербальном уровне. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения.

Фиксируется каждая правильно воспроизведённая картинка.

Норма выполнения: К 5-6 годам дети должны запоминать и воспроизводить от 5 до8 зрительных единиц. К 7 годам дети должны запоминать и воспроизводить 9+/-1 зрительных единиц.

Обработка результатов: За каждое правильно воспроизведённое название выставляется по одному баллу.

Методика «Исследование слуховой памяти».

Цель: Определение объёма слуховой кратковременной памяти.

Материал: Набор слов – названий предметов (лес, хлеб окно, вода, стул, брат, конь, гриб, игла, мёд).

Инструкция: «Я буду зачитывать тебе ряд слов, а ты после этого назовёшь мне их в любом порядке».

Ход выполнения задания: Ребёнку зачитывают слова – названия предметов и далее просят испытуемого их воспроизвести. При этом в протоколе фиксируются слова, которые назвал испытуемый, их повторения, а также слова, привнесённые им самостоятельно. Фиксируется каждое правильно воспроизведённое слово.

Обработка результатов: За каждое правильно воспроизведённое слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно - окна).

Характеристика показателей:

Навык не сформирован (0 - 3 баллов) - Запоминает крайне ограниченный объем материала, воспроизводит от 1 до 2 единиц на непроизвольном уровне, сохранение информации затруднено. Возможен вариант: определение объёма

зрительного слухового запоминания не удаётся проверить (не понял задания; проявляет стойкий негативизм).

Навык находится на стадии формирования (4 - 7 баллов) - Запоминает и воспроизводит от 2 до 4 зрительных и слуховых единиц, темп запоминания снижен, для правильного сохранения и воспроизведения требуется 1-2 попытки.

Навык практически сформирован (8 - 11 баллов) - Запоминает и воспроизводит от 4 до 6 зрительных и слуховых единиц, эпизодические ошибки воспроизведения

Норма (12 - 14 баллов) - Запоминает и воспроизводит 6-7 зрительных и слуховых единиц, ошибки воспроизведения практически отсутствуют.

Методика Д. Векслера

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.

Материал: 4 рисунка графических изображений, чистый лист, карандаш.

Методика проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

Критерии оценки:

I уровень: 14 баллов

II уровень: 7-10 баллов

III уровень: 3-5 баллов

Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой.

Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы.

Инструкции: Я покажу сейчас тебе 12 рисунков, а ты назовешь все картинки и постараешься их запомнить. Потом я уберу картинки, а ты постараешься их назвать или нарисовать.

Ход: Ребенку предъявлялись 12 образов, представленных в виде таблицы, в течение 30 сек. Задача испытуемого - нарисовать или выразить те образы, которые он запомнил, через 1-2 сек. после того, как убрали таблицу. См. рис.

Уровни развития памяти:

Очень высокий (5 баллов) - ребенок припомнил 10-12 образов

Высокий (4 балла) - ребенок припомнил 6-10 образов

Средний (3 балла) - ребенок припомнил 4 - 5 образов

Низкий (2 балла) - ребенок припомнил 2 - 3 образов

Очень низкий (1 балл) - ребенок припомнил 0-1 образов.

«Внимание»

Методика С. Лиепинь

Цель — изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.

Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.

Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи — синим.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

Корректурная проба

Цель: диагностика распределения внимания.

Описание: проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9—11 с любыми другими простыми фигурами).

Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы). Например: елочку — поперечной чертой, мяч — вертикальной, а звездочку — крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы

(максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.

Для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газет, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за минуту знаков, а по горизонтали — время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале, то это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.

Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижение в конце работы, то это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии психического состояния ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок; соматическое заболевание, органическая недостаточность ЦНС и др.).

Оборудование: различного вида изображения — фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

Инструкция: "Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы — А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания".

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

Нормативы:

—высокий темп — менее 2,5 минут;

—средний — 2,5—3 минуты;

—низкий — 3—5 минут (скоростные характеристики психической деятельности являются индивидуальными для каждого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и прямой связи с уровнем развития интеллекта).

3. Задания на диагностику уровня внимания:

—«Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару» —«Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?» —«Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке» —«Пройди лабиринт». Внимание! В этом задании детям помладше (3–4 года) разрешается помогать себе карандашом или пальчиком, старшие должны стараться «проходить лабиринт» только глазами).

Задания на диагностику переключения внимания: методика «Красно-черная таблица»

Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от1 до12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от12 до1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа— в убывающем (время также фиксируется).

Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: