Методика «Четвёртый лишний»

Цель: Оценка процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа, обобщения, абстрагирования.

Материал: 5 карт с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ним существенному признаку. Испытуемому предлагаются 5 карт различной тематики: 1) овощи – фрукты; 2) игрушки – учебные вещи; 3) одежда – обувь; 4) домашние – дикие животные; 5) транспорт – мебель.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет лишний. Почему? Как назвать, одним словом остальные предметы?».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются последовательно 5 карт Ему необходимо выбрать лишний предмет и обосновать свой выбор. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.

Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом противопоставлением (это игрушка, а это не игрушка). Дети 6 лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлечённые категории, частота которых возрастает к 7 годам.

Обработка результатов:

- обобщает по существенному признаку методом исключения – 2 балла;

- обобщает по ситуативно–функциональному признаку методом исключения – 1 балл;

- употребляет обобщающее слово при объяснении своего выбора – 1 балл за каждое слово;

- самостоятельно обобщает по несущественному признаку, использует помощь – 0.5 балла;

- задания не понял – 0 баллов.

Методика «Последовательные картинки».

Цель: Выявление способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями.

Материал: Серии сюжетных картинок (от 2 до 6 картинок в серии).

Инструкция: «Сложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, разложить их в смысловой последовательности и составить рассказ.

Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с серией из 3-4 картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними. Дети в 6-7 лет справляются с сериями из 6-8 картинок, устанавливают причинно-следственные связи, составляют рассказ с элементами фантазирования.

Обработка результатов:

- картинки разложены по порядку с первого раза – 3 балла;

- картинки разложены правильно, но не с первого ряда, потребовалась

дополнительная стимулирующая и организующая помощь – 2 балла;

- при раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена – 1 балл;

- при раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребёнок её не видит – 0.5 балла;

- ребенок не понял задание – 0 баллов.

- рассказ составлен с первого раза – 3 балла;

- при составлении рассказа ребёнок затруднялся в выборе слов, не мог найти слова.

Используя наводящие вопросы – 2 балла;

- рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий – 0.5 балла;

- не понял задания – 0 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: