Должен ли преподаватель вокала уметь играть на фортепиано?

Конечно неплохо, когда педагог владеет фортепиано, но только не в ущерб основательному знанию техники вокала. По крайней мере он должен знать как играть все гаммы и упражнения, которые используются при работе с голосом. Однако, будьте осторожны с тем учителем, который заменяет знание вокала "треньканьем" по клавишам. Каждый может попросить вас спеть ноту, однако не многие преподаватели могут показать вам, как это нужно сделать. К несчастью, владение навыками игры на фортепиано часто в глазах студентов равнозначно основательному знанию техники вокала, которого у этого педагога как раз и нет. Разучивание песен не заменит вам занятий техникой пения.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОЛОСА СТУДЕНТА

 

После нескольких лет занятий, многие певцы сталкиваются еще с большими проблемами. Почему это происходит?

В старших классах, колледжах, а также в частных вокальных студиях учителя часто эксплуатируют таланты своих учеников. Ничему их как следует не уча. Они пользуются природным даром своих подопечных. И, как вы уже заметили, не все студенты благополучно усваивают такие "уроки". Часто после урока пения студенты, не справившиеся с требованиями учителя, начинают считать себя бездарными. На самом деле учитель не понимает, что он делает, а если он что-то и может, то он не в состоянии передать свое знание студентам.

 

НАУКА О ГОЛОСЕ

 

Что вы можете сказать о преподавателях, которые утверждают, что они учат петь в соответствии с "научными" методами.

Многие преподаватели в недавнем прошлом стали жертвой так называемой "науки о голосе". Когда что-то ассоциируется со словом "наука', это автоматически приобретает ауру истины. Такая ситуация очень привлекательна как для преподавателей, так и для студентов, которые с радостью хватаются за всё, что дает им надежду разобраться в какой-нибудь очень сложной проблеме.

 

Естественно ваш голос работает в соответствии с научными принципами. Но эти принципы могут нарушаться теми, кто не умеет ими пользоваться. Авторитетные адепты "науки о голосе" многие годы пытались использовать научные открытия применительно к вокальной технике. Они провели некоторые замечательные наблюдения за голосом во время пения. Но это всего навсего - наблюдения.

Наука, тем не менее, это не только знание, полученное в результате наблюдений, но и практические результаты, полученные на основе этих знаний. Что касается пения, то такие практические результаты могут быть получены только при помощи специальных упражнений, развивающих вокальную координацию, при которой появляется возможность звукоизвлечения в речевой позиции. Самый знаменитый представитель "науки о голосе", из тех, кого я знал, даже не мог петь головным голосом, а в той части его диапазона, в которой он мог петь, все звучало мрачно, утробно и сухо.

 

 

В чем же суть "научного" метода?

На самом деле их несколько. Однако их объединяют способы управления мышцами, находящимися внутри и снаружи гортани при помощи команд типа "откройте рот", "опустите язык" и т.д. Некоторые из них подразумевают приведение гортани в нужное положение при помощи рук, что очень опасно, потому что постепенно может нанести вред вашему организму.

 

 

Должны ли певцы во время пения открывать рот и опускать язык?

Да, но такая вокальная поза является результатом владения хорошей техникой, но не ее причиной. Приспосабливая голос под какую-либо позу, вы создаёте напряжение, ограничивающее свободу движения связок нарушающее баланс звука и заставляющее слова звучать неестественно.

 

 

Но, есть несколько певцов, которые занимались по этим методам. Почему же их голоса звучат хорошо?

Очень трудно определить, была ли у певца естественная склонность к хорошей технике до того, как он начал заниматься с преподавателем. Многие преподаватели сделали себе имя на успешной карьере одного или двух своих студентов. Другие ученики приходят к ним именно потому, что им нравится как поют их знаменитые подопечные. Однако они не знают, что эти знаменитости хорошо пели бы и без помощи этих преподавателей.

 

 

АРТИСТЫ В РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Наверное лучше заниматься у того, кто имел успешную артистическую карьеру?

 

 Не обязательно. Многие люди, как впрочем и многие учебные заведения ошибочно считают, что "звезды" обладают уникальной способностью учить других петь. Чаще всего учебный курс "звезд" состоит из описания его (или ее) вокальных возможностей. Это смертельно для певца обладающего меньшими вокальными данными, и очень вредно, для более одаренного певца. "Звезды" могут помочь при изучении репертуара или сценического искусства, но пока они не научатся работать с голосами своих студентов, их помощи следует избегать. Не важно какой ученой степенью обладает преподаватель, или насколько успешна была его артистическая карьера. Он должен знать, как научить каждого студента петь во всем его диапазоне в слитной, легкой манере, без срывов и внезапных изменений качества звука - то есть в речевой позиции.

 

 

ПЕНИЕ В ХОРЕ

 

Отличаются ли вокальная техника пения в хоре, от сольной техники пения?

 

 Нет. Техника используется одна и та же, поете вы соло или в группе. Однако, руководители хоров иногда просят вас изменить ваш звук (поменять способ пения), чтобы он лучше сливался с другими голосами группы. Это не повредит тем певцам, которые основательно владеют вокальной техникой, но для большинства (тех кто не владеет) это может быть небезопасно. Вы выполните требование - но какой ценой? Певец никогда не должен идти на компромисс с правильной техникой пения в речевой позиции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: