Вопрос 1. Государственный метрологический контроль и надзор

Тема: Государственная система обеспечения единства измерений.

План:

1. Государственный метрологический контроль и надзор.

2. Правовые основы обеспечения единства измерений.

Вопрос 1. Государственный метрологический контроль и надзор

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) обеспечивается Государственной метрологической службой для проверки соответствия нормам законодательной метрологии, утвержденным законом РФ «Об обеспечении единства измерений», государственными стандартами и другими нормативными документами.

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН), осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на следующие сферы деятельности:

· здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

· торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

· государственные учетные операции;

· обеспечение обороны государства;

· геодезические и гидрометеорологические работы;

· банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

· производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

·  обязательная сертификация продукции и услуг;

· измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

· регистрация национальных и международных спортивных рекордов.

Все разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений делятся на две группы:

1. предназначенные для применения в сферах распространения ГМКиН. Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок;

2. не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМКиН. За этими средствами измерений надзор со стороны государства не проводится.

Метрологический контроль и надзор метрологическими службами юридических лиц осуществляется путем:

· калибровка средств измерений;

· надзора за состоянием и применением средств измерений (аттестованными для выполнения измерений), эталонами единиц величин (применяемыми для калибровки средств измерений), соблюдением метрологических правил и норм нормативных документов по обеспечению единства измерений;

· выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

· проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждении типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Государственный метрологический контроль включает:

1. Утверждение типа средств измерений.

2. Поверку средств измерений, в том числе эталонов.

3. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту средств измерений.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

Система испытаний и утверждения типа средств измерений включает:

· испытания средств измерений с целью утверждения типа;

· принятие решения об утверждении типа;

· его государственную регистрацию (внесение в реестр) и выдачу сертификата об утверждении типа;

· испытания средств измерений на соответствие утвержденному типу;

· признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;

· информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.

 Программа испытаний средств измерений может предусматривать только определение метрологических характеристик конкретных образцов средств измерений и экспериментальную апробацию методики поверки, что по объему работ равносильно метрологической аттестации.

На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений, установленной формы.

В соответствии с международными соглашениями России Госстандарт РФ может принять решение о признании результатов испытаний и утверждения типа, проведенных в зарубежной стране. Это обязательное условие для внесения типа импортируемого средства измерения в Государственный реестр и его применения в России.

Периодические контрольные испытания изделия по соответствие утвержденному типу проводят в следующих ситуациях:

· при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых средств намерений;

· при внесении в конструкцию или технологию изготовления средств измерений изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;

· при истечении срока действия сертификата об утверждении типа;

· по решению Госстандарта России при постановке на производство средства измерений изготовителем;

· в случае выдачи лицензии на право производства средств измерений предприятию, не являющемуся изготовителем образцов средств измерений, по результатам испытаний которых утвержден их тип.

Государственный метрологический надзор осуществляется за:

1. Выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм.

 2. Количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

3. Количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм. Это распространяется только на средства измерений, относящиеся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора. Поэтому первоочередная задача каждого предприятия – составить перечень средств измерений, относящихся к этой классификационной группе, то есть подлежащих поверке.

Нормативными актами субъектов РФ метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности.

По первому вопросу основным документом, регламентирующим Государственный надзор, являются правила ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм».

Основными задачами проверок являются:

· определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;

· определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

· определение наличия и применения аттестованных методик выполнения измерений;

· контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений.

По второму вопросу основной документ – правила ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций».

Объектами государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, являются торговые операции, при которых товары переходят из собственности одного юридического лица или физического лица в собственность другого юридического или физического лица, при атом количество товара определяется в результате измерений.

Нарушениями метрологических правил и норм при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, считаются:

· отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи;

· отчуждение меньшего количества товара, чем-то, которое соответствует заплаченной цене;

· использование средств измерений, не соответствующих типу, не поверенных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

По третьему вопросу основным документом являются правила ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже». Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе МР № 87 МОЗМ «Содержимое нетто в упаковках». Данное требование легко контролируется традиционными способами. Правила ПР 50.2.004-94 вводят единственное дополнение – погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении Государственного метрологического надзора не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения(недовложения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: