«Использование дидактического пособия «Дары Фрёбеля» как средства активизации познавательной деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросе использования дидактического пособия «Дары Фрёбеля» как средства активизации познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Целевая аудитория: родители (законные представители) детей раннего и младшего дошкольного возраста. Возможно проведение практикума вместе с детьми.
Ожидаемые результаты:
- понимание значимости активизации познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в выборе средств развития познавательно – исследовательской деятельности, сенсорных представлений детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- принятие игры как ведущего и наиболее значимого вида деятельности и способа получения опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Длительность: 35-40 минут.
Необходимое оборудование: дидактическое пособие «Дары Фрёбеля», мультимедиа проектор, столы и стулья для размещения родителей, карточки, мелкие предметы, мешочек.
Ход:
Ведущий: Сегодня хочу поприветствовать самых заинтересованных, самых ответственных, самых любящих своих детей родителей. Я очень рада встрече с вами. Хочу поинтересоваться, как вы думаете: легко ли маленькому ребёнку изучать окружающий мир и как он это делает и нужно ли ему это делать? (Ответы родителей).
Ведущий: Замечательно. Предлагаю поиграть родителям в игру «Чудесный мешочек». На столике стоят различные предметы:
- Посмотрите на эти предметы (показ на столик с предметами).
- Назовите их (называют).
- Постарайтесь запомнить их названия, и как они выглядят (запоминают).
- Теперь я спрячу некоторые предметы в мешочек.
Ведущий: Послушайте задание: необходимо одному человеку от вашего стола нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный», а потом назвать предмет, после чего мешочек передать другому родителю
- Задание понятно? Начали! (выполняют).
Ведущий: Что развивает это задание? (Ответы родителей). Действительно, подобные задания развивают у детей раннего и младшего дошкольного возраста сенсорные и навыки познавательно-исследовательской деятельности, элементарные математические представления, расширяют кругозор, восприятие, мышление, внимание, память, игровую деятельность.
Ведущий: С какими предметами можно играть в такую игру дома? (Ответы родителей).
Ведущий: Психологам и педагогам давно известно, что мозг ребёнка формируется и развивается, когда есть внешние стимулы, и, чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали этот мир физически, а не виртуально.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Одним из первых, игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка рассмотрел немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. Впоследствии эти игры и игрушки получили название «Дары Фрёбеля»: система занятий с геометрическими телами для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, способностей к конструированию. Созданная Фридрихом Фрёбелем методика дошкольного воспитания, базируется на развитии органов чувств, движений, мышления и речи, имеет системный характер.
Фрёбель считал, что игра является базовой потребностью ребёнка, инстинктивным, естественным состоянием, собственно, жизнью, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Именно через игру ребёнок транслирует свое восприятие действительности и свои внутренние силы; через его действия, будь то укачивание куклы или имитация работы, можно понять, что малыш чувствует, испытывая на себе то или иное воздействие окружающих людей: родителей, друзей, воспитателей, соседей. Кроме того, Фрёбель указывал на неразрывную связь детской игры и развития речи. Учёный полагал, что с помощью специальных материалов для игр можно раскрыть потребности детей, развить их индивидуальные способности.
Таким образом, использование «Даров Фрёбеля» позволяет создать такую среду, в которой взрослые помогают ребёнку познавать мир определёнными способами задолго до того, как он сможет осознать и обсудить такие абстрактные понятия как красота, особенности окружающего мира или геометрии.
В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.
Важным критерием успешного развития детей является коммуникация образовательной организации с семьёй. Именно родители являются первыми учителями своих детей. Детский сад и семья должны рука об руку вести детей, воспитывая и обучая. Семья своей любовью дает ребенку чувство защищенности и семейно-бытовой опыт, а воспитатели являются помощниками родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в путешествие. А на чём можно путешествовать? (Ответы родителей).
Ведущий: Правильно на транспорте. Сейчас я вам покажу, какие виды транспорта бывают. (Ведущий организует для родителей игру «Транспорт»).
Игра «Транспорт». Родителям предлагаются карточки с разными видами транспорта. Каждый выбирает себе понравившуюся картинку. И с помощью набора «Дары Фрёбеля» выкладывает картинку. Игра «Составь разный транспорт» помогает различать пассажирский, грузовой, водный, воздушный транспорт, наземный транспорт. С помощью наборов и дополнительных изображений — карточек можно составлять тот или иной транспорт, называть, составлять предложения и небольшие рассказы. Кроме этого, можно спросить ребёнка, а почему колёса у автомобиля, машины или автобуса круглые. Если дети не могут ответить на этот вопрос, можно провести эксперимент с первым набором.
Ведущий: Вот мы и приехали в лес. А какое сейчас время года? (Ответы родителей).
Ведущий: Правильно. К нам пришла Весна – красна. Что происходит весной в природе? (Ответы родителей).
Ведущий: Опыт знаний младших дошкольников ещё очень мал, поэтому можно показать им весенние картинки и рассказать, что происходит весной в природе. Чтобы закрепить полученные знания о весенних изменениях в природе, развивать зрительное восприятие малыша, мелкую моторику, познавательно-исследовательскую деятельность, можно предложить выложить с помощью набора целую весеннюю картину. По такому же типу можно выкладывать животных весеннего леса. Весной вырастает много цветов, и появляются насекомые. В нашем весеннем лесу тоже распустились цветы. Но вот незадача все цветы перепутались и пчёлке, которая собирает нектар трудно найти свой цветок, цветок такого же цвета, как и она сама. Поможем нашим пчёлкам? (Ведущий организует для родителей игру «Собери цветок»).
Игра «Собери цветок». Используем набор № 1, 10. Эта игра развивает сенсорные эталоны и познавательно-исследовательскую деятельность, элементарные математические представления, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками).
Ведущий: Какие красивые цветы у вас получились. Я думаю, что теперь каждая пчёлка найдёт свой цветок. А сейчас пчёлки, полетели искать свои цветочки. (Ведущий организует подвижную игру для родителей «Пчёлки и цветки»).
Подвижная игра «Пчёлки и цветки». На полу выкладываются круги из набора № 9. Дети с пчёлками (мячиками из набора № 1) бегают, летают между цветочками. А по сигналу взрослого – пчёлки, ищите свой цветок, дети, за ниточку опускают в круг нужного цвета свою пчёлку.
Ведущий: Что развивает данная игра, как вы думаете? (Ответы родителей).
Ведущий: Конечно, данная игра способствует развитию и обогащению умений импровизировать с простейшими художественными образами в подвижных играх, в процессе совместной деятельности педагога и детей; двигательной активности, координации движений, игровой деятельности.Но кроме пчёл просыпаются и другие насекомые. Кто это? (Показ картинок с разными изображениями бабочек).
Ведущий: Конечно, это бабочки. Но где они? Или ещё не проснулись? (Ответы родителей).
Ведущий: Правильно. Сначала должны появиться гусеницы.
(Ведущий организует для родителей игру «Собери гусеницу»).
Игра «Собери гусеницу» Возьмите разноцветные шнуры и сделайте гусеницу. Нанизывайте разноцветные шарики на шнур. Гусеница может быть разноцветной, а может быть одного цвета. Придумайте, какая гусеница будет у вас. (Используем наборы № 11, 12). Эта игра развивает логическое мышление зрительное восприятие, название геометрических фигур, художественное творчество.
Ведущий: Замечательные гусеницы получились. Смотрите, а вот и бабочки. Перед каждым родителем лежит однотонный силуэт бабочки. Только чего-то нашим бабочкам не хватает. (Ответы родителей).
Ведущий: Конечно, нашим бабочкам не хватает узоров. Давайте украсим их. (Ведущий организует для родителей игру «Укрась бабочку»).
Игра«Укрась бабочку». (Используем наборы № 7-10). Также родителям предлагаются карточки с уже готовыми украшенными бабочками. Их задача повторить эти узоры из геометрических фигур, из набора.
Ведущий: Эта игра развивает логическое мышление зрительное восприятие, познавательную активность, название геометрических фигур, детям легко запомнить образ фигуры. Можно сделать такую игру дома самим и из чего? (Ответы родителей).
Ведущий: Ох, какая красота! Сколько бабочек прилетело на лужайку, радуя нас своей яркостью, лёгкостью. Какие они красивые, с разными узорами. Молодцы! Вам понравилось наше занятие?
Ведущий: Если вам понравились наши рекомендации, то с помощью набора сделайте весёлое лицо, если вы для себя не подчеркнули ничего нового, и вам было неинтересно сделайте грустное лицо.
Ведущий: А мне общение с вами доставило много радости! До следующей встречи.
Содержание.
1. | Барбакадзе Т.В.Мастер-класс для родителей «Изготовление театра – трансформера своими руками» | 2 |
2. | Бояршинова Л. В., Горбунова О. Н.Технологическая карта образовательного события «Квест-игра «В поисках клада кота Леопольда» | 3 |
3. | Бурдова Т. А.План - программа мастер – класса «Использование приёмов Lego-конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью набора Lego EDUCATION «Первые механизмы». | 15 |
4. | Буторина Т. А.Родительское собрание с элементами тренинга "Счастье-это просто" | 20 |
5. | Бызанова Ю. А., Савенкова Н. С.План - программа мастер – класса «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста» | 26 |
6. | Гатыло О. П.Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки [п] и [п,], буква «П» | 31 |
7. | Герасимова С. Р.Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности «Этот удивительный витраж» | 35 |
8. | Грига И. А., Сентемова Е. Ю., Гладкова И. И.Технологическая карта Образовательное событие «Мы на радиоволне!» | 39 |
9. | Гринькова О. В.Конспект образовательной деятельности «Хочу все знать» (с детьми 6-7 лет) | 44 |
10. | Давыдова Г. В., Ракина Л. В.Конспект мероприятия «Игропункт для родителей "Игры для ума и не только" | 47 |
11. | Догалевская Н. Ю.План-программа мастер-класса «Использование программы «CrazyTalk Pro» для создания анимированных персонажей как эффективное средство повышения мотивации к познавательной деятельности детей дошкольного возраста». | 51 |
12. | Дранишникова Е. А. План-программа мастер-класса «Мыльные пузыри» | 56 |
13. | Дятлова С. Л.Использование методов арт – терапии в консультировании родителей тренинг «Психологический калейдоскоп» | 60 |
14. | Зверева О. Г., Южанинова И. В. План-программа мастер-класса по технологии «Печворк» - «Кинусайг», использование в условиях реализации ФГОС» | 65 |
15. | Идогова Т. С., Шаньгина Г. О., Карновская И. А.Образовательное событие с детьми подготовительной к школе группы "Дети войны" | 68 |
16. | Калашникова М. А., Цаплина О. Н.Брейн-ринг «Мы – родители на школьном старте» | 73 |
17. | Кипина С. В.Организованная образовательная деятельность «Шопинг в продуктовый магазин» для детей 5 – 6 лет | 78 |
18. | Ковалева Н.Б.План - программа мастер-класса «Textil –Fun» | 82 |
19. | Корепанова В.П.План - программа мастер-класса «Супер машина для Простоквашино» | 84 |
20. | Кравченко Е.В.Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Крошки - картошки». | 89 |
21. | Кривощёкова М. И. Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Детская площадка моей мечты» в технике 3D конструирование | 93 |
22. | Куньшина Ф.М., Голышева Л.К.план-программа мастер-класса «Игровые маркеры как условие обогащения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» | 96 |
23. | Мельникова Л.Н. План – программа мастер-класса «Кейс-метод в деятельности педагога ДОО» | 100 |
24. | Лесненкова И.В.План-программа мастер-класса «Поле речевых чудес, как средство развития словаря" | 102 |
25. | Лесникова Л. Ю.Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6 – 7 лет «Секрет калейдоскопа» | 105 |
26. | Ложкина Т.А.План – программа мастер-класса «Интерактивное взаимодействие педагогов и семьи, как средство повышения родительской компетенции» | 111 |
27. | Лупентичева Н.А.Мастер-класс для родителей детей среднего дошкольного возраста «Игра со звуками. Озвучивание стихов, сказок, рассказов» | 115 |
28. | Мазунина Т.А., Богданова Н. В.План-программа мастер – класса «Растим будущих инженеров в детском саду» | 120 |
29. | Машенкова Т.Н.Игра для родителей «Где логика?» | 124 |
30. | Новикова О.С. Мастер-класс «Тренируем наш мозг» в форме телепередачи «Магазин на диване» | 127 |
31. | Носова Н.А.план-программа мастер – класса «Кукла из папильотки» | 131 |
32. | Оборина Е. В.План-программа мастер-класса «Использование тканевого конструктора «Шифоновая радуга» как средства развития детей раннего возраста» | 141 |
33. | Овчинникова О.В., Попова А.А., Шлякова Л.В., Мельникова С.В., Чайкина Л.С.Конспект интерактивной игры с родителями с элементами квест-игры «Гаджеты - в помощь» | 144 |
34. | Овчинникова О.В., Попова А.А., Шлякова Л. В., Суслова Е. В., «Интерактивная интеллектуальная игра «Где логика?» для детей 6 – 7 лет | 147 |
35. | Сенько О.П.Мастер – класс по работе с гофрированным картоном «Веселые мышки» | 150 |
36. | Чайкина С.А., Лесникова П.Ю.Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет «Секреты шоколада» | 152 |
37. | Челмодеева К.И.План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками «Приключение на Планете STEAM» | 157 |
38. | Черемихина Е.А., Щербакова Ю.Ю.План программа мастер-класса «Создаем мультфильм - развиваем речь» | 162 |
39. | Чугайнова С.Г.План-программа мастер-класса «Правополушарное рисование» | 164 |
40. | Шарапова Е.Н.Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну денежек, монеток» с детьми 6-7 лет | 167 |
41. | Ющенко Т.А.Родительский практикум «Использование дидактического пособия «Дары Фрёбеля» как средства активизации познавательной деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста» | 170 |