Остановимся на характеристике дошкольника как субъекте доступной трудовой деятельности

Самостоятельность детей в доступной для них деятельности ближе к шести годам и старше приобретает новую качественную характеристику – творческий характер.

Ребенок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных видах труда. Это позволяет сделать вывод о том, что ребенок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда). Особая заслуга в разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника в такой позиции принадлежит М.В. Крулехт.

По ее мнению, позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда.

Ведущим условием овладения ребенком позицией субъекта является проявление трудовой активности, основными элементами которой в старшем дошкольном возрасте выступают: инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатами.

Анализ психологической литературы показывает, что активность личности дошкольника в любом виде деятельности, в том числе и трудовой, постепенно качественно развивается от уровня копирующей или воспроизводящей, к уровню исполнительской, а затем к уровню творческой деятельности.

В чем сущность воспроизводящей активности? На основе прямого контакта со взрослым, подражания ему, ребенок перенимает опыт действий.

Воспроизводящая, или копирующая, активность удовлетворяет потребность ребенка действовать, испытывать радость от совершаемых действий. Подобного рода активность обогащает ребенка элементарными практическими умениями на основе контакта со взрослым. Взрослый показывает ребенку действия, стремится вызвать интерес к ним. Ребенок стремится к этому контакту потому, что от взрослого он перенимает опыт действий. Отсюда педагогический вывод: взрослые должны дать эталон, который бы дети могли воспроизвести.

Подражание является важным этапом в психологической подготовке ребенка к самостоятельности.

Исполнительская активность, с одной стороны, включает действия самого ребенка, которые он выполняет по образцу, предложенному взрослым, а с другой – подчинена воле, требованиям взрослого.

Творческая активность появляется по мере накопления опыта детей. Эта форма активности состоит в том, что дети сами для себя находят занятие, а в процессе его выполнения применяют известные и усвоенные ранее способы.

Внутри всех этих форм активности выступает самостоятельность. первоначально самостоятельность крайне неустойчива, дошкольник не настойчив в достижении цели, при трудностях легко отступает. В дальнейшем самостоятельность приобретает привычный, устойчивый характер. Ребенок вносит инициативу в использовании знакомых средств, сообразительность. Сам замечает необходимость труда. В научной литературе существуют разные подходы к интерпретации динамики развития самостоятельности в дошкольном возрасте.

Наиболее распространенный подход выделяется четыре ступени в развитии самостоятельности дошкольника:

1) «первая проба сил» (что и как не дифференцированно);

2) неустойчивое – «я сам умею»;

3) устойчивое «я сам умею»;

4) ребенок приобретает «стиль» независимости.

Самостоятельность детей двух-четырех лет носит неустойчивый характер, временная, ситуативная [17]. В младшем дошкольном возрасте можно выделить четыре этапа в становлении самостоятельности детей этого возраста:

1 этап – самостоятельность проявляется в одиночных активных подражательных действиях (до 2,5 лет);

2 этап – самостоятельность носит подражательный характер (до 3 лет).

3 этап – самостоятельность носит характер точного исполнения заданий, поставленных взрослым, тем способом, которым они овладели, в тех видах деятельности, в которых это умение формировалось;

4 этап – дети умеют преодолевать трудности выполнять задание быстро, качественно.

Основными характеристиками самостоятельности у старшего дошкольника выступают как:

а) автономность (независимость) выполнения задания (анализ условий, учет трудностей, умение отделить главное от второстепенного, выбор способа решения задачи, обнаружение ошибок и ее исправление по ходу работы, умение преодолеть трудности);

б) инициативность (решение задачи новым способом, внесение новизны во внимание оформление поделки, перенос известного способа действия на новую задачу);

в) ответственность (доведение дела до конца, проверка правильности выполнения, достижение хорошего качества результата).

Удовлетворяя свойственное дошкольнику стремление к самостоятельности, определенной независимости, ребенок добровольно берет на себя элементарные обязанности по самообслуживанию, освобождая от них взрослых, проявляя заботу о сверстниках и малышах. Исследователь Ю.А. Мичурина [41, 60] в качестве существенного показателя субъектной позиции дошкольника выделяет индивидуальность.

Обобщая результаты исследований М.В. Крулехт [35], Ю.А. Мичуриной [41], Л.И. Сайгушевой [574 61] и др., можно выделить следующие характеристики дошкольника как субъекта трудовой деятельности, представленные в табл. 1.

Таблица 1. Ведущие характеристики позиции субъекта в трудовой деятельности у старших дошкольников

 

 

 

 

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: