Дм. Алексеев, 2009
После того, как Он воскрес из мертвых, Его двенадцать учеников с семью женщинами, учившимися у Него, пришли в Галилею, на гору, называемую Место Благовремения и Радости. Собравшись вместе, они недоумевали о сущности всего, и домостроительстве, и провидении святом, и о добродетели властей, и обо всем, что Спаситель сделал с ними в таинстве святого домостроительства.
Явился Спаситель не в первом Своем образе, но в Духе незримом, и Его облик был как великий ангел света, и Его образ, невозможно рассказать о нем, не сможет никакая плоть смертная принять его, но только плоть чистая, совершенная, как Он научил нас о ней на горе, называемой Оливковой, в Галилее.
И Он сказал: "Мир вам! Мой мир Я даю вам!". Все они удивились и испугались. Спаситель рассмеялся, сказал им: "О чем вы думаете и недоумеваете? Чего вы ищете?".
Сказал Филипп: "О сущности всего и домостроительстве".
Спаситель сказал им: "Я хочу, чтобы вы поняли, что все люди, рожденные на земле от создания мира доныне, будучи прахом, разыскивая Бога, Кто Он и Каков Он, не нашли Его. Мудрейшие среди них рассуждали от устроения мира и движения, и их рассуждение не постигло истины, ибо устроение - все философы говорят о нем тремя способами, как оно установлено, поэтому они не согласны. Ведь некоторые из них говорят о мире, что он установился сам собой, другие - что это Провидение, иные - что это Судьба, и это ни одно из них. Три же голоса, о которых Я уже сказал, ни один из них не приблизился к истине, и они от человека.
|
|
Я же, вышедший из света бесконечного, Я здесь, ведь Я знаю его, чтобы рассказать вам точный смысл истины. То, что само собой, - жизнь скверная, случайная, Провидение немудро, а Судьба бесчувственна. Вам же дано знать, и достойным знания будет дано то, что рождено не от семени скверного действа, но от первого, который был послан, ибо это бессмертный среди людей смертных.
Сказал Ему Матфей: "Господи, никто не сможет найти истину, если не благодаря Тебе. Научи же нас истине".
Спаситель сказал: "Сущий - это неизреченный. Начала не познали Его, ни власти, ни подчинения, никакое естество от создания мира доныне, кроме Него Самого и Того, посредством Кого Он желает открыть, Того, Кто из первого света. Отныне <Он откроется вам через> Меня, великого Спасителя.
Ведь Он - бессмертный, вечный. Вечный же, не имеющий рождения, ибо всякий, имеющий рождение, погибнет; нерожденный, не имеющий начала, ибо у всякого, имеющего начало, есть конец. Никто не начальствует над Ним. Нет имени у Него, ибо имеющий имя - творение иного. И есть у Него вид Его собственный, не как вид, который мы видели или получили, но вид чуждый, превосходящий все вещи, лучший всего, смотрящий во все стороны, сам собой созерцающий себя самого.
|
|
Бесконечный это, непостижимый, пребывающий нетленным, не имеющий Своего образа, благой неизменно, безупречный, вечный, блаженный, непонятный, понимающий Себя Самого, неизмеримый, неисследимый, совершенный, не имеющий изъяна, блаженный нетленно. Называют Его - Отец всего".
Филипп сказал: "Господи, как же явились совершенные?".
Сказал ему совершенный Спаситель: "Раньше, чем кто-либо явился из тех, кто явлены, величие и власти пребывают в Нем. Он объемлет все всего, и ничто не объемлет Его, ибо Он - весь ум и мысль, и помышление, мудрость, суждение и сила. Все они равносильны, источники всего, и весь их род от начала до конца их пребывал в предвидении бесконечного нерожденного Отца".
Фома сказал Ему: "Господи, Спаситель, для чего это произошло и для чего они явились?".
Сказал совершенный Спаситель: "Я вышел из Бесконечного, чтобы рассказать вам все. Дух существующий был родителем, обладая силой <рождающей сущность> и дающей образ, чтобы явилось великое богатство, сокрытое в Нем. Из-за Своей благости и Своей любви Он Сам Собой пожелал породить плоды, чтобы не только Он наслаждался Своей благостью, но и другие духи рода непоколебимого могли обрести тело и плод, славу и честь, и нетленность, и милость бесконечную, чтобы Его благо было явлено Саморожденным Богом, Отцом всех нетленностей и возникших после них. И они не приходили в явное. И есть большое различие между нетленными".
И Он вскричал, говоря: "Имеющий уши, чтобы слышать о бесконечных, пусть слышит, и бодрствующие - Я говорил с ними!".
Затем Он продолжил, сказал: "Все, возникшее из тления, погибнет, поскольку возникло из тления. Возникшее из нетленности не погибает, но пребывает нетленным. Поскольку множество людей соблазнилось, не познав этого различия, они умерли".
Сказала Ему Мариам: "Господи, как же мы узнаем это?".
Сказал совершенный Спаситель: "Пойдем от неявного до завершения явного, и излияние мысли явит вам, как вера в неявное найдена в явном, принадлежащем нерожденному Отцу. Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит!
О Господе всего по истине не говорят "Отец", но "Праотец", <ибо Отец> - начало того, что явится, Он же - безначальный Праотец, и Он видит Себя Самого в Себе, как в зеркале. Он явил подобного Ему Самому, и Он, Его подобие, явился, как Бог-Отец Сам Собой, и предстоящий над предстоящими, Предвечный Нерожденный Отец. Это равный по возрасту Свету, Который до Него, но не равный Ему по силе.
И после Него Он явил множество предстоящих, всех саморожденных, равновозрастных, равносильных. Они в славе и бесчисленны, и называют их поколением, не имеющим царства над собой, из которого вы сами явились, от людей этих. И все это множество, над которым нет царства, называют сынами Нерожденного Отца, Бога, Спасителя, Сына Бога, Того, Чье подобие с вами.
Он же, непонятный, всегда наполнен всяческой славой нетленностью и радостью неизреченной. Все они покоятся в Нем, постоянно радуясь радостью неизреченной, над его славой неизменной и ликованием неизмеримым, тем, о котором не слышали никогда, ни поняли его во всех эонах и их мирах доныне".
Сказал Ему Матфей: "Господь, Спаситель, как Человек явился?".
Сказал совершенный Спаситель: "Я хочу, чтобы вы поняли, что Тот, Кто явился до всего в бесконечности - самородный, самосотворенный Отец, совершенный в свете, светящем, неизреченном. Он замыслил в начале, чтобы Его образ стал великой силой. Тотчас начало света того явило Человека Бессмертного андрогинного, чтобы посредством этого бессмертного Человека они достигли спасения и очнулись от забытья благодаря Истолкователю, Который был послан, Тому, Кто с вами до завершения нищеты разбойников.
|
|
Его же супруга, великая София, определена Саморожденным Отцом для Него изначально, для соединения. От Бессмертного Человека, явившегося первым, - {и} Божественность и Царство, ибо Отец, называемый - Человек-Самоотец, явил его.
Он создал Себе великий эон, имя которого "Восьмерица", для Своего величия, Ему дана великая власть, Он воцарился над всем творением нищеты, Он создал Себе богов, и ангелов, и архангелов, мириады бесчисленные, для служения из света этого и духа трижды мужественного, принадлежащего Софии, его супруге.
Богом же Тем началась Божественность и Царство, поэтому дано Ему имя - Бог богов, Царь царей. Первый Человек - есть в Нем Его собственный ум, мысль, как Он есть, помышление, мудрость, суждение, сила. Все члены существующие совершенны и бессмертны. По нетленности они равны, по силе же различаются, подобно отличию отца от сына, <и сына> от мысли, и мысли от прочего.
Как Я уже сказал, среди рожденных Единица - первая. После же всего все, что было явлено, явилось из его силы. И из того, что сотворено, явилось все то, что изготовлено. Из того, что изготовлено, явилось то, что сформировано. Из того, что сформировано, - то, чему дано имя. Поэтому различие нерожденных возникло от начала до конца их".
Тогда сказал Ему Варфоломей: "Почему <Он> назван в Евангелии Человеком и Сыном Человека? Сей Сын от которого из них?".
Сказал ему Святой: "Я хочу, чтобы вы поняли, что первый Человек назван Родителем, Умом самосовершенным. Он согласился со Своей супругой, Великой Софией, Он явил Своего первородного Сына, андрогинного, его имя мужественное - он назван Прародителем, Сыном Божьим. Его имя женственное - Прародительница София, Мать всего. Некие называют ее Любовью.
Его же, Первородного, называют Христом. И есть у Него власть от Его Отца. Он создал Себе множество ангелов, бесчисленное, для служения из духа и света".
Сказали Ему Его ученики: "Господи! Тот, Кого называют Человеком, открой нам о Нем, чтобы мы точно поняли о Его славе".
|
|
Сказал совершенный Спаситель: "Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит! Отца-Прародителя называют Адамом, Оком Света, ибо он вышел из света светящего со своими ангелами святыми, неизреченными, без тени, и они радуются постоянно радостью их помышления, которое они получили от своего Отца.
Все царство Сына Человека, называемого Сыном Бога, наполнено радостью неизреченной, без тени, и ликованием неизменным, и они радуются над Его славой нетленной, о которой не слышали никогда доныне, ни явилась она во всех эонах, возникших после них, и их мирах.
Я вышел из Саморожденного и первого света, бесконечного, чтобы раскрыть вам все".
Вновь сказали Его ученики: "Научи нас в откровении, как от неявленных (существующие) сошли вниз, от Бессмертного в мир смертный".
Сказал совершенный Спаситель: "Сын Человека согласился с Софией, Своей супругой. Он явил великое Светило андрогинное. Его имя мужественное, говорят о Нем - Спаситель, Родитель всех вещей. Его имя женственное - Всеродительница София, некоторые называют ее - Вера.
Все грядущие в мир как капля от света, от того, кто послал их в мир вседержителя, чтобы они были сохранены им. И ярмо его забытья связало его по воле Софии, чтобы дело было явлено им всему миру нищеты из-за его гордыни и слепоты и невежества, ибо он был назван. Я же, вышедший из мест вышних по воле великого света, вышедшего из этого ярма, сокрушил дело разбойников, пробудил ее, чтобы дала большой плод с Моей помощью эта капля, посланная Софией, (и) стала совершенной и не нуждалась более, но была соединена Мной, великим Спасителем, чтобы ее слава явилась, чтобы и София была оправдана от нужды этой, чтобы и ее дети не нуждались, но достигли чести и славы и взошли к своему Отцу, и познали слова света мужественного.
Вы же, посланные Сыном, пославшим вас, чтобы вы приняли свет и восстановили себя от забытья властей и уже не явилось из-за вас действо скверное, которое из страшного пламени, вышедшего из сердцевины их. Попирайте их провидение".
Тогда сказал Ему Фома: "Господь, Спаситель, превосходящие небеса - сколько их эонов?".
Сказал совершенный Спаситель: "Я прославляю вас, что вы спрашиваете о великих эонах, ибо ваши корни в этих бесконечных. Когда же они явились, те, о ком я уже рассказал, сначала создал [Себе Отец, Самородитель, двенадцать эонов для служения двенадцати ангелам, все они совершенны и благи. От них явился изъян в жене".
Он сказал Ему: "Сколько эонов от бесконечных нетленностей?".
Сказал совершенный Спаситель: "Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит! Первый эон - Сына Человека, называемого Прародителем, называемого Спасителем, явившегося. Второй эон - Человека, называемого Адамом, оком света. Обладающий ими - эон, над которым нет царства, (эон) Вечного Бога бесконечного, Саморожденного, эон эонов, которые в нем, бессмертных, о котором Я уже говорил, над седьмым, явившимся из Софии, то есть первым эоном.
Он же, Бессмертный Человек, явил эоны и силы, и царства, и Он дал власть всем, явившимся из Него, чтобы они исполняли свои желания до последних, которые над хаосом, ибо они согласились друг с другом, они явили всяческое величие. И из духа - множество светов, они в славе и бесчисленны, те, кому дано имя в начале, то есть первый эон, и второй, и третий. Первому дано имя - Единство и Покой, и у каждого есть свое имя, так что (третий эон назван Церковью из-за) великого множества, явившегося в Одном множественном (?).
Из-за того, что множество, собираясь,] приходит в единство, мы называем их Церковью Восьмерицы. Она явлена андрогинной, дано ей имя частью мужское и частью женское. Мужчине дано имя - Церковь, женщине - Жизнь, чтобы она явилась, ибо от женщины возникла жизнь во всех эонах. И все имена получены от начала, ибо из его благоволения и его мысли явились силы сначала, те, что названы богами <богов>. И боги богов из своих мудростей явили богов. <И боги> из своих мудростей явили гóсподов <гóсподов>. И гóсподы гóсподов явили из своих суждений гóсподов. И гóсподы из своих сил явили архангелов. И архангелы из своих слов явили ангелов. Из них явились виды, и облики, и формы, и имена во всех эонах и их мирах.
И бессмертные, о которых Я уже сказал, все имеют власть от Бессмертного Человека, который назван Молчанием, ибо помышлением, без слова, он совершил свое величие. Ибо нетленности, имея власть, создали себе, каждая из них, великие царства в восьмом (небе), и престолы с храмами для своих величий. Все это произошло по воле Матери всего".
Тогда апостолы святые сказали Ему: "Господь, Спаситель, скажи о тех, кто в эонах, ибо необходимо нам спросить о них".
Сказал совершенный Спаситель: "Если вы спрашиваете о чем-нибудь, Я скажу вам. Они создали себе воинства ангельские, мириады бесчисленные, для служения, c их славами, они создали девственных духов светлых, неизреченных, неизменных. Нет у них ни труда, ни бессилия, но только желание.
Эоны совершились так поспешно и небеса и тверди в славе Бессмертного Человека и Софии, Его супруги, место, в котором получили образ все эоны и миры, и возникшие после них из него для создания <их> подобий в небе хаоса и их мирах.
И все естество от появления хаоса из света светящего без тени и радости неизреченной, и ликовании неизреченном, радуется постоянно над их славой неизменной и покоем неизмеримым, о котором невозможно рассказать во всех эонах возникших после них с их силами.
И все то, что Я уже сказал вам, Я сказал, чтобы вы могли светиться светом более их".
Сказала Ему Мариам: "Господь святой, откуда пришли Твои ученики, и куда пойдут, и что они будут делать в этом мире?".
Сказал им совершенный Спаситель: "Я хочу, чтобы вы поняли, что София, Мать всего и супруга, пожелала сама, чтобы это возникло, без своего супруга. Было же угодно Отцу всего, чтобы явилась Его немыслимая благость. Он создал эту завесу между бессмертными и возникшими после них, чтобы последствия [следовали за всеми эонами и хаосом, чтобы явился изъян женственности, чтобы Заблуждение стало бороться с ней, и это стало завесой духа.
Из эонов небесных излияния светлые, как Я уже говорил, капля от света и Духа, и она сошла в нижние части вседержителя хаоса, чтобы явились их изделия от этой капли. И это осуждение для него, родоначальника, называемого Ялдаваофом.
Капля эта явилась в их изделиях посредством дыхания, как душа живая. Она ослабла, уснула в забытьи души. Когда она согрелась от дыхания великого Света, Мужа, и он задумал мысли, приняли имена все, находящиеся в мире хаоса, и все, что в нем, от этого Бессмертного, когда дыхание вдохнуло в него.
Когда же это произошло по воле Матери, Софии, чтобы одежды, которые в этом мире, соединил Бессмертный Человек для осуждения разбойников, и он приветствовал дуновение этого дыхания; будучи же душевным, он не смог принять эту силу в себя, пока не исполнилось число хаоса.
Когда же исполнилось время, отсчитанное великим ангелом, и Я научил вас о Человеке Бессмертном и освободил его от ярма разбойников. Я сломал врата немилостивых перед ними, Я унизил их провидение, они все были посрамлены, они очнулись от своего забытья. И поэтому Я пришел в этот мир, чтобы они были соединены с духом] этим и дыханием, и чтобы двое стали одним, как вначале, чтобы вы дали большой плод и взошли к Предвечному в радости неизреченной и славе, и чести, и милости Отца всего.
И знающий Отца в знании чистом удалится к Отцу и упокоится в нерожденном Отце. Знающий же Его в недостатке удалится в недостаток и в покой восьмого (неба). И знающий бессмертного Духа Света в молчании от помышления и благоволения в истине, пусть принесет Мне знаки Незримого, и он станет светом в Свете Молчания. Знающий Сына Человека в знании и любви пусть принесет Мне знак Сына Человека, и он будет обитать вместе с теми, кто в восьмом (небе).
Вот, Я явил вам имя Совершенного, всю волю ангелов святых, чтобы завершилось в этом мире множество мужественное, чтобы они явились в эонах, бесконечные, и возникшие в неисчерпаемом богатстве великого незримого Духа, чтобы все они приняли от Его блага и богатства свой покой, над которым нет царства.
Я вышел [из первого,] который был послан, чтобы Я явил вам Предвечного ради гордыни родоначальника и его ангелов, ибо они говорят о себе, что они боги. Я же пришел восстановить их от их слепоты, чтобы рассказать каждому о Боге, Который над всем.
Вы же попирайте их могилы, их провидение - унижайте его, и их ярмо - сокрушите его, и пробудите принадлежащее Мне. Я дал вам власть над всем, как детям света, чтобы вы попрали их силу своими ногами".
[Сказав] это, [блаженный] Спаситель [стал незрим] для них. Тогда [все ученики] были в [великом ликовании неизреченном], в [духе. Со] дня того Его [учени]ки начали пропове[довать Ева]нгелие Бо[га, Отца не]тленного, вечного. Аминь.
Премудрость Иисуса.
Беседа Спасителя
Дм. Алексеев, 2008
Спаситель сказал Своим ученикам: "Уже настало время, братья, чтобы мы оставили наш труд (и) установились в покое, ибо тот, кто будет установлен в покое, упокоится навеки. Я же говорю вам: будьте всегда выше [...] время [... Я] говорю вам [...] бояться [...] вас. Я [...] ибо гнев это страх [...] двигать гнев [...] но поскольку вы [...] когда они возникли из [...] они приняли эти слова о нем в страхе и трепете. И он установил их с архонтами, ибо из него не вышел никто. Но когда Я вышел, Я открыл путь, Я научил их о переходе, которым они пройдут, избранные и единственные, [те,] кто узнал Отца, уверовав в истину.
И все славы, которыми вы прославляете, когда прославляете, прославляйте так: "Услышь нас, Отец, как Ты услышал Своего единородного Сына. И Ты принял Его к Себе, [Ты] упокоил Его от многих [трудов]. Ты - [Тот], Чья сила [...] Твое оружие [...] свет [...] живой [...] они не одолевают Его [...] Слово [...] покаяние жизни [...] от Тебя. Ты - Мысль и вся беззаботность единственных. Вновь услышь нас, как Ты услышал Своих избранных, тех, кто благодаря Твоей помощи [входят] в благие дела, кто спас свои души от слепых [членов], чтобы стать вечными. Аминь".
Я научу вас. Когда настанет время разрешения, первая сила тьмы придет на вас. Не бойтесь! Вы скажете: "Вот, время пришло!" - Но пока вы не увидите жезл единый, [...] это тот [...] вы [...] понять, что [...] от вещи [...] и архонты [...] придут на вас [...] Поистине, страх - это сила [тьмы], и если вы будете бояться того, что придет на вас, оно поглотит вас. Так что никто из них не пощадит вас и не помилует вас, но так смотрите [...] в нем, победив всякое слово, которое на земле. Он [...] примет вас в [место], в котором нет (ни) начал, [ни] тиранов. Когда вы [...] вы увидите принадлежащее [им] и еще [...] учить вас, что [...] суждение [...] суждение, пребывающее [...] истины [...] но они [...] вы же [...] истины. Это [ум] живой из-за [...] и вашей радости [...] чтобы [...] ваши души [...] Если бы оно [...] слово [...] они подняли [...] о том, что [внутри] вас и [вне] вас [...] Ибо место перехода - это страх, который перед вами. Но вы с единым сердцем минуйте его, ибо его глубина велика! Его высота еще больше [...] единое сердце [...] и огонь [...] воды [...] все силы [...] вас [...] они [...] и силы [...] они [...] душа [...] стать [...] в каждом [...] вы - [...] и [...] забвение [...] сыны [...] и вы [...] вы [...]".
Сказал Матфей: "Как [...]".
Сказал Спаситель: "[...] которые в тебе [...] останутся. Ты [...]".
Сказал [Ему?] Иуда: "Господи! [...] если бы дела [...] души [...] малые сии [...] когда [...] Где они будут? [...] ибо дух [...]".
[Сказал] Господь: "[...] есть [...] принимать их. Эти не умирают [и не] гибнут, ибо они узнали [своего] Супруга и Того, Кто примет их в Себя. Ибо истина ищет мудрого и праведного".
Сказал Спаситель: "Светильник тела - это ум. Насколько то, что в тебе, право, то есть [...], ваши тела - свет. Насколько твое сердце - тьма, ваш свет, из которого вы смотрите [...] Я [...] ибо Я уйду [...] Моего слова [...] Я посылаю [...]".
[Сказали Ему] Его ученики: "[Господи!] Кто - спрашивающий и [кто] - открывающий?".
Сказал [Господь:] "Спрашивающий - он же и открывающий".
[Сказал Ему] Матфей: "[Господи!] Когда я [слышу...] (и) я говорю, кто [говорящий и кто] слушающий?".
Сказал [Господь:] "Говорящий - он же [слушающий]; и видящий - он же показывающий".
Сказала Мариам: "Господи! Вот, я несу тело. Почему я плачу и почему [смеюсь]?".
Сказал Господь: "Ты плачешь из-за его дел [...] остаток, и разум смеется [...] о духе. Если некто не [стоит] во тьме, он не сможет увидеть [света]. Итак, Я научу вас [... что этот] свет - тьма. [Если некто не] стоит во [тьме, он не сможет] увидеть света [...] ложь [...] они взяты из [...] вы дадите [...] И [...] пребывает вечно [...] вечно. Тогда будут [искушать] вас [все] силы, которые вверху и внизу в месте том. Будет плач и [скрежет] зубов без конца для этих всех".
Сказал Иуда: "Скажи [нам], Господи, - что было до того, как возникли небо и земля?".
Сказал Господь: "Это тьма и вода и дух, который над [водой]. Я же говорю [вам: Тот,] Кого вы ищете [и] разыскиваете, вот - [Он пребывает] в вас. И [...] силы и таинства [...] дух, ибо из [...] зло вышло [...] ум истины [...] Вот, [...]".
Сказал [...]: "Господи! Скажи нам, [душа] - где она установлена; и ум истинный - где он пребывает?".
Сказал Господь: "Огонь духа возник [между] двух. Поэтому [...] возник. Он появился в них, ум истинный. Если человек установит душу в выси, тогда он вознесется".
Матфей же спросил [Его:] "[...] он получил его [...] он это, который стал сильным".
[Сказал] Господь: "[...] сильнее вашего [...] от вас [... способный] последовать [за] вами и всеми делами, [которые в] вашем сердце. Ибо как [...] ваши сердца, вы [найдете] способ, как одолеть [все] силы, которые [вверху] и внизу. Я говорю вам: [Имеющий] силу пусть отречется [от нее] (и) покается, и [знающий] пусть ищет, (и) он найдет, (и) он [возрадуется]".
Сказал Иуда: "Вот, я вижу, что все вещи, пребывающие [на небе], как знамения, которые на [земле]. Поэтому они возникли так".
[Сказал] Господь: "Когда [Отец] установил мир, Он [собрал] воду из него. [Его] Слово вышло из Него. Оно стало многими [...], Оно высоко вознеслось над путем [звезд, окружающим] всю землю. [...] ибо вода, которая собрана [...] пребывает вне [...] воды великий огонь, окружая их, как стены. [И] однажды, когда многие отделились от внутренних, когда [Отец] стоял, Он увидел [...] Он сказал Ему: "Пойди и [...] из Себя, чтобы земля не нуждалась от рода до рода и от века до века". - Тогда Он произвел из Себя источники молока, и источники меда и масла, и вино, и плоды благие, и сладкий вкус, и благие корни, [чтобы] она не нуждалась от рода и до рода и от века до века.
Он же выше [...] Он стоит [...] в своей красоте [...] и вне [был великий] свет, намного более сильный, чем подобный ему, ибо Он - объемлющий [все] эоны, которые вверху и которые внизу. [...] из пламени [света], они рассеяли его по [тверди?], которая вверху и которая внизу.
Все вещи, зависящие от них, они - существующие на небе вверху и на земле внизу. От них зависят все вещи".
Когда же Иуда услышал это, он поклонился, он [приветствовал], он прославил Господа.
Мария спросила братьев: "То, о чем вы спрашиваете Сына Человека, где вы поместите это?".
[Сказал] ей Господь: "Сестра, [никто] не сможет спросить об этом, кроме имеющего место в своем сердце, чтобы вместить это. [И он может] выйти [из мира], он войдет в место [жизни], чтобы его не удерживали в этом нищем мире".
Сказал Матфей: "Господи! Я хочу увидеть это место жизни, [то место,] в котором нет зла, но это чистый свет".
Сказал Господь: "Брат Матфей! Ты не сможешь увидеть его, пока ты носишь плоть".
Сказал Матфей: "Господи! Даже (если) я не смогу увидеть его, пусть я [узнаю его]!".
Сказал Господь: "Каждый, кто познал себя самого, увидел его [во] всяком деле, которое дано сделать ему самому, и стал подобен ему в его благости".
Иуда ответил, говоря: "Скажи мне, Господи, [землетрясение?], которое движет землю, как [оно?] движет?".
Господь взял камень, Он схватил его рукой, [говоря:] "Что Я держу в Своей руке?".
Он сказал: "Камень".
Он сказал им: "Несущий землю, он (же) - несущий небо. Когда Слово выйдет из Величия, Оно придет к тому, кто несет небо и землю. Ведь земля не движется. Если бы она двигалась, она бы упала. Но чтобы Первое Слово не обессилело, ибо Оно установило мир, и Оно появилось в нем, и Оно обоняло его. Ибо все [вещи], которые неподвижны, Я [...] их для вас, всех сынов человеческих, ибо вы из места того. В сердце говорящих от радости и истины пребываете вы. Даже если Оно вышло из тела Отца <к> людям, и они не приняли Его, Оно вновь [не?] возвращается в свое место. Не знающий дела совершенства не узнает ничего. Если некто не стоит во тьме, он не сможет увидеть света.
Если некто не понял, как возник огонь, он сгорит в нем, поскольку он не знает его корня. Если некто не понял сначала воды, он не знает ничего, ибо какая ему польза креститься в ней? Если некто не понял ветра дующего, как он возник, он будет унесен с ним. Если некто не понял тела, которое он несет, как оно возникло, он истлеет с ним. И не знающий [Сына,] как он узнает Отца? И от не знающего корня всех вещей они сокрыты. И не знающий корня зла не чужд ему. Тот, кто не поймет, как он пришел, не поймет, как он уйдет, и он не чужд миру [преходящему], который будет унижен".
Тогда Он [...] Иуду, Матфея и Марию [...] совершения неба и земли. Когда Он возложил на них Свою руку, они понадеялись, что увидят Его.
Иуда поднял свои глаза, он увидел область весьма возвышенную, и он увидел область бездны нижней. Сказал Иуда Матфею: "Брат, кто сможет взойти на эту высоту или на дно бездны, ибо там великий огонь и великий страх?".
Пока он стоял, в ту минуту, как вышло из него слово, он увидел Его, как Он сошел вниз. Тогда он сказал Ему: "Зачем Ты сошел вниз?".
И Сын Человека приветствовал их, Он сказал им: "Семя от силы нуждалось, и оно сошло вниз, в пропасть земли. И Величие вспомнило о нем. Оно послало к нему Слово, Оно вознесло его пред Свое лицо, чтобы не было бессильным Первое Слово".
Тогда Его ученики удивились всему, что Он сказал им, они приняли это в вере, и они поняли, что нет нужды видеть зло.
Тогда Он сказал Своим ученикам: "Разве Я не говорил вам, что, как гром и молния видны, так благие будут взяты в свет?".
Тогда все Его ученики прославили Его, они сказали: "Господи, до того, как Ты явился в этом месте, кто прославлял Тебя, ибо все славы существуют благодаря Тебе? И кто благословит [Тебя,] ибо все благословения исходят от Тебя?".
Пока они стояли, Он увидел двух духов, несущих с собой одну душу в великом сиянии. И слово вышло от Сына Человека, говоря: "Дайте им их одеяния". [И] малый стал как великий. Они были [подобны] принявшим их. [...] друг друга. Тогда мы [...] ученики [...] те, кого Он [...]
Сказала Мария: "[...] видеть [лукавство...] их с начала [... друг] друга".
Сказал [ей] Господь: "Когда ты увидела их, [...] стали великими. Они будут [...] Когда же ты увидишь Сущего вечно, это великое видение".
Тогда все они сказали Ему: "Научи нас о Нем".
Он сказал им: "Как вы хотите увидеть Его - как видение, которое исчезнет, или как видение вечное?". Вновь сказал Он: "Подвизайтесь спасти того, кто может последовать за вами, искать его, говорить к нему, чтобы все вещи, которых вы ищете, были согласны с вами. Ибо Я говорю вам: Истинно, Он пребывает в вас, Бог живой, [и вы?] в Нем".
Иуда [сказал:] "Истинно, я хочу [...]".
[Сказал] ему [Господь:] "[Бог] живой пребывает [...] весь. [...] недостаток [...]".
[Сказал] Иуда: "Кто [будет господствовать над нами?]".
Сказал Господь: "[...] все дела [пребывающие...] они - те, над которыми вы [...]".
Сказал Иуда: "Вот, архонты пребывают над нами! И они будут господствовать над нами".
Сказал Господь: "Это вы будете господствовать над ними! Но когда вы оставите зависть, тогда вы облечетесь светом, вы войдете в брачный чертог".
Сказал Иуда: "Как нам будут принесены наши одеяния?".
Сказал Господь: "Иные принесут вам, [и] иные примут [вас], ибо они - те, кто даст вам ваши одеяния. Ибо кто [те, кто] сможет миновать это место [...] весьма. Но одеяния жизни даны человеку, ибо он знает путь, которым пойдет. Ведь даже Мне Самому трудно идти по нему".
Сказала Мария: "В этом "злоба дня", и "работник достоин своей пищи", и "ученик подобен своему учителю". Эти слова она сказала как женщина, понявшая все".
Сказали Ему ученики: "Что есть полнота, и что - изъян?".
Он сказал им: "Вы из полноты, и вы пребываете в месте, где изъян. И вот, ее свет излился на вас".
Сказал Матфей: "Скажи мне, Господи, как мертвые умирают и как живые живут".
Сказал Господь: "[Ты] спрашиваешь Меня о слове [...] том, которого (ни) глаз не видел, ни Я не слышал кроме как от тебя. Я же говорю вам: когда отнимается то, что движет человека, он будет назван мертвым, и когда живое оставляет мертвого, оно будет названо живым".
Сказал Иуда: "Ведь зачем, воистину, они умерщвляют и живут?".
Сказал Господь: "То, что от истины, не умирает; то, что от женщины, умирает".
Сказала Мария: "Скажи мне, Господи, ради чего я пришла в это место - на пользу или на потерю?".
Сказал Господь: "Ты являешь превосходство обличителя!".
Сказала Ему Мария: "Ведь есть место [...] и лишенное истины?".
Сказал Господь: "Это место, в котором нет Меня!".
Сказала Мария: "Господи, Ты - страх и удивление и [...] не познавших Тебя!".
Сказал Матфей: "Почему мы не упокоимся сразу?".
Сказал Господь: "Когда вы оставите эти бремена".
Сказал Матфей: "Как малое соединяется с великим?".
Сказал Господь: "Когда вы оставите дела, которые не смогут последовать за вами, тогда вы упокоитесь".
Сказала Мария: "Я хочу понять все вещи, как они есть".
Сказал Господь: "Тот, кто будет искать жизни! Ведь [это] их богатство, ибо [наслаждение] мира сего - [ложь] и его золото и серебро - соблазн".
Сказали Ему Его ученики: "Что мы сделаем, [чтобы] наши дела завершились?".
[Сказал] им Господь: "Будьте готовы ко всему. Блажен человек, нашедший [...] в состязании своих глаз (?), и он не убил и не [был убит], но он вышел победителем".
Сказал Иуда: "Скажи мне, Господи, каково начало пути".
Он сказал: "Любовь и добродетель. Ведь если бы одна из них была у архонтов, зло не возникло бы никогда".
Сказал Матфей: "Господи, Ты сказал о конце всего без труда".
Сказал Господь: "Все вещи, о которых Я сказал вам, вы поняли их и приняли их в вере. Если вы познали их, они принадлежат вам; если нет - не принадлежат".
Они сказали Ему: "Каково место, в которое мы уйдем?".
Сказал Господь: "Место, которого вы сможете достичь, оставайтесь в нем".
Сказала Мария: "Всякая вещь, установленная так, видима".
Сказал Господь: "Я (уже) сказал вам, [что] видящий, он же - показывающий".
Спросили Его Его ученики, двенадцать: "Учитель, [...] беззаботность [...] Научи нас [...]".
Сказал Господь: "Если [вы поймете] все вещи, которые Я [сказал вам,] вы будете [...] вы [...] всякую вещь".
Сказала Мария: "Одно слово я скажу Господу о таинстве истины, в котором мы стоим, и мы явлены мирским".
Сказал Иуда Матфею: "Вы хотите понять, каковы одежды, которыми мы облечемся, если выйдем из тления плоти".
Сказал Господь: "Архонты и начальники имеют одеяния, которыми они облечены на время, непостоянные. Вы [же], как сыны истины, не облечетесь одеяниями временными, но Я говорю вам: вы будете блаженны, когда совлечетесь. Ибо не великое дело [...] вне [...]".
Сказал [...]: "Я говорю, я [...]".
Сказал Господь: "[...] вашего Отца [...]".
Сказала Мария: "Каково зерно горчичное? (Оно) от неба или от земли?".
Сказал Господь: "Когда Отец установил мир для Себя, Он оставил многое от Матери всего. Поэтому Он говорит и Он делает".
Сказал Иуда: "Ты сказал нам это от ума истины. Когда мы будем молиться, как мы будем молиться?".
Сказал Господь: "Молитесь в месте, где нет женщины".
Сказал Матфей: "Он говорит нам "молитесь в месте, где нет [женщины]", то есть "упраздните дела женственности", не потому, что есть иное [рождение], но чтобы они перестали [рожать]".
Сказала Мария: "Они не упразднятся никогда!".
Сказал Господь: "[Кто] знает, что они [не] исчезнут и [не будут упразднены дела женственности в этом] мире?".
Сказал Иуда [Матфею:] "Они разрушатся, дела [двенадцати] архонтов, они исчезнут [...] так мы будем готовы к ним".
Сказал Господь: "Разве они видят вас? [Разве они] видят принимающих [вас]? Вот же Слово, принадлежащее небу, выходит от Отца в бездну в молчании и сиянии, рождая. Они видят Его или [одолевают] Его? Но вы больше, [вы] знаете [путь,] которого не познали ни ангелы, ни власти, но принадлежащий Отцу и Сыну, ибо Они двое - Один [единый?]. И вы пойдете по пути, который вы познали. Даже если архонты станут великими, [они] не смогут пройти по нему, но вот, Я говорю вам, что даже Мне Самому трудно пройти по нему".
Сказала [Мария] Господу: "Когда они [разрушатся], дела [...] разрушающее [дела]?".
[Сказал Господь]: "Ведь ты знаешь [...] Я исчезну [...] уйти в Свое место".
Сказал Иуда: "В чем явлен Дух?".
Сказал Господь: "В чем [явлен] меч?".
Сказал Иуда: "В чем явлен свет?".
Сказал Господь: "[...] в Нем вовеки".
Сказал Иуда: "Кто кому прощает дела? Дела, которые [...] мир [...] прощающий дела".
Сказал Господь: "Кто тот [...] в понимающем дела. Ему принадлежит - творить волю Отца. Вы же подвизайтесь отказаться от гнева и ревности, и вы обнажитесь от ваших [...] вы не [...] порицать. Ибо Я говорю [...] вы получили [...] который нашел, и он [...] он явится до [...] вы не соблазните [ваш] дух и ваши души".
[Беседа] Спасителя.
Кодекс V
Откровение Павла
А.Л. Хосроев, 1991
[...] дороги. И [он ответил ему], говоря: "[Какой] дорогой [пойду я] в Иерусалим?". [Ответил] ребенок, [говоря]: "Скажи свое имя, чтобы [я смог показать] тебе дорогу". [Ведь этот ребенок] знал, [что это был] Па[вел] и (лишь) хотел вступить с ним в беседу, [чтобы] найти повод для разговора с ним.
Ответил ребенок, говоря: "Я знаю тебя, Павел, кто ты. Ты тот, который получил благословение от чрева своей матери. Поэтому я и [пришел] к тебе, чтобы ты смог [пойти в Иерусалим] к своим товарищам [апостолам. И] поэтому [ты] был [призван. И] я, есть Дух, [который будет идти] с тобой. Пусть [проснется твой ум], [Па]вел [...]. [...] среди начал, и властей, [и] архангелов, и сил, и всего рода демонов [...] тот, кто открывает тела для семени души".
И после того, как он закончил эту речь, он ответил, говоря мне: "Пусть твой ум проснется, Павел, и увидит, что эта гора, на которой ты стоишь, это гора Иерихон, чтобы в том, что явно, ты смог узнать скрытое. Ты же отправишься к двенадцати апостолам, ведь они - это избранные духи, и они будут тебя приветствовать". Он поднял свои глаза и увидел их, и они приветствовали его.
Тогда Святой Дух, который говорил с [ним], восхитил его к третьему небу, и он поднялся к четвертому [небу]. И ответил ему Дух [Святой], говоря: "Взгляни и увидь свой [образ] на земле". И он взглянул вниз и увидел тех, [кто на] земле. Он вгляделся [и увидел] тех, кто на [...]. [Тогда] он стал вглядываться [вниз и] увидел двенадцать апостолов справа от себя и слева от себя среди твари, а Дух ходил перед ними.
Я же увидел на четвертом небе согласно {его} роду, увидел же я ангелов подобных богам, ангелов, которые несли душу из земли мертвых. Они поместили ее у ворот четвертого неба. И эти ангелы били ее плетью. Ответила душа, говоря: "Какой грех я совершила в мире?". И сборщик податей, место пребывания которого - четвертое небо, ответил, говоря: "Не подобало (тебе) совершать все эти беззакония, которые в мире мертвых". Ответила душа, говоря: "Приведи свидетелей! Пусть они [покажут] тебе, в каком теле я совершала беззакония. [Хочешь ли] принести книгу, [чтобы прочитать] из нее?".
И пришли три свидетеля. Ответил первый, говоря: "[Разве не] был я [в] теле два часа [...]? Я восстал на тебя, пока ты [пребывала] в гневе, [ярости] и зависти". И второй ответил, говоря: "Разве я не был в мире? И я вошел в пять часов, и я увидел тебя и возжелал тебя. И вот теперь я обличаю тебя в убийствах, которые ты совершила". Ответил третий, говоря: "Разве не приходил я к тебе в двенадцать часов дня, когда солнце начинало заходить? Я дал тебе тьму, пока ты не закончила свои грехи". Когда душа услышала это, она посмотрела вниз в скорби. И затем она посмотрела наверх. Они бросили ее вниз. Душа, которую они бросили вниз, [вошла] в тело, которое было уготовано [для нее. И] вот ее свидетели закончили.
[А] я [посмотрел] наверх и [уви]дел Духа, говорящего [мне]: "Павел, пойдем! Пойди ко мне!". Когда же я пошел, ворота открылись, [и] я поднялся к пятому [небу]. Увидел же я моих товарищей апостолов, [идущих со мной], причем Дух шел вместе с нами. И увидел я великого ангела на пятом небе, держащего железный посох в своей руке. С ним были три других ангела, и я заглянул в их лица. Они же спорили друг с другом, погоняя с плетями в их руках души на суд. Я же шел с Духом, и открылись мне ворота.
Тогда мы поднялись к шестому небу. И я увидел моих товарищей апостолов, идущих со мной, и Дух Святой держал меня перед ними. И поднял я глаза вверх, и увидел великий свет, светящий вниз на шестое небо. Я ответил, говоря сборщику податей, который на шестом небе: "[Открой] мне и Духу Святому, [который] передо мной". Он открыл [мне.
Тогда мы поднялись] на седьмое [небо]. [Я увидел] какого-то старика [...] света, [и его одежды] были белыми. [Его трон], который на седьмом небе, был светлее солнца в [семь] раз. Ответил этот старец, говоря мне: "Куда ты идешь, Павел, тот, который был удостоен благодати и избран от чрева его матери?". Я же взглянул на Духа, и он кивал своей головой, говоря мне: "Поговори с ним". И я ответил, говоря этому старику: "Я пойду в место, из которого я пришел". И ответил мне старец: "Откуда ты?". Я же ответил, говоря: "Я пойду в мир мертвых, чтобы пленить тот плен, который был пленен пленом Вавилона". Старец ответил мне, говоря: "Каким образом ты сможешь избавиться от меня? Посмотри, и ты увидишь начала и власти". Ответил Дух, говоря: "Дай ему знак, который есть у тебя, и [он] откроет тебе". И тогда я дал [ему] знак. Он обратил свое лицо вниз к своему творению и к властям, которые принадлежали ему.
И тогда открылось <седьмое> небо, и мы поднялись в Огдоаду. Увидел же я двенадцать апостолов. Они стали меня приветствовать, и мы поднялись на девятое небо. Я приветствовал всех тех, кто был на девятом небе, и мы поднялись на десятое небо. И я приветствовал моих товарищей духов.
Апокалипсис Павла.