Тема № 3 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры общения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, обуви и одежды продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культурно-гигиенические навыки, сформированные у ребёнка в детстве, способствуют его успешности в дальнейшей жизни.

На различных возрастных этапах у детей необходимо сформировать:

1) Навыки личной гигиены

2) Навыки культуры еды

3) Навыки самообслуживания

4) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

3. Скопируйте и вставьте в Портфолио перечень культурно-гигиенических навыков для раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

РАННИЙ ВОЗРАСТ (2-3 года)

1) Навыки личной гигиены

- Формировать навык (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

- Формировать навык с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком)

2) Навыки культуры еды

- Формировать навык во время еды правильно держать ложку и пользоваться салфеткой

3) Навыки самообслуживания

- Формировать навык при помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённом порядке

3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

- Формировать навык складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке

- Формировать навык поддержания порядка в игровых уголках, по окончании игры расставлять игрушки по местам

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)

1) Навыки личной гигиены

- Формировать навык мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, вешать полотенце на крючок

- Формировать навык с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской)

2) Навыки культуры еды

- Формировать навык пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой; во время еды правильно держать ложку, вилку и пользоваться салфеткой

- Формировать навык не крошить хлеб во время еды, не разговаривать во время еды

- Формировать навык благодарить после еды взрослых

3) Навыки самообслуживания

- Формировать навык при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённом порядке (расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках)

- Формировать навык замечать непорядок в одежде, устранять его с помощью взрослых

3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

- Формировать навык складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке

- Формировать навык поддержания порядка в игровых уголках, по окончании игры расставлять игрушки по местам

- Формировать навык помогать готовить материалы к занятию по просьбе взрослого

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)

1) Навыки личной гигиены

- Формировать навык самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, после туалета

- Формировать навык самостоятельно приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской)

- Формировать навык при кашле и чихании закрывать лицо, отворачиваться

2) Навыки культуры еды

- Формировать навык во время еды правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой

- Формировать навык брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать пищу, есть бесшумно

- Формировать навык благодарить после еды взрослых

- Формировать навык полоскания рта после еды

3) Навыки самообслуживания

- Формировать навык самостоятельно одеваться и раздеваться в определённом порядке

- Формировать навык с помощью взрослого чистить, высушивать свою одежду

- Воспитывать стремление быть аккуратным и опрятным

3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

- Формировать навык самостоятельно складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке

- Формировать навык поддержания порядка в групповой комнате, на прогулочном участке

- Формировать навык самостоятельной подготовки рабочего места к занятиям и его уборке после занятий

- Формировать навык дежурства по столовой с помощью взрослых

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 лет)

1) Навыки личной гигиены                           

- Формировать навык самостоятельно следить за чистотой тела, мыть в необходимых случаях руки, следить за чистотой ногтей, чистить зубы

- Формировать навык самостоятельно следить за опрятностью одежды, причёски и устранять непорядок во внешнем виде

- Формировать навык при кашле и чихании закрывать лицо, отворачиваться, пользоваться самостоятельно носовым платком

2) Навыки культуры еды

- Формировать навык во время еды правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), пользоваться салфеткой

- Формировать навык брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать пищу, есть бесшумно

- Формировать навык сохранять правильную осанку во время еды, благодарить после еды взрослых

- Формировать навык полоскания рта после еды

3) Навыки самообслуживания

- Формировать навык быстро и аккуратно одеваться и раздеваться

- Формировать навык с помощью взрослого чистить, высушивать свою одежду; ухаживать за обувью (протирать, чистить)

- Воспитывать стремление быть аккуратным и опрятным

3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

- Формировать навык аккуратно складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке, поддерживать порядок в шкафчике

- Формировать навык опрятно заправлять постель после тихого часа

- Формировать навык поддержания порядка в групповой комнате (вытирать пыль, протирать игрушки, поддерживать самостоятельно порядок в игровых уголках), на прогулочном участке (чистить дорожки от снега и опавших листьев)

- Формировать навык самостоятельной подготовки рабочего места к занятиям и его уборке после занятий

- Формировать навык дежурства по столовой с помощью взрослых

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: