Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры общения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, обуви и одежды продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культурно-гигиенические навыки, сформированные у ребёнка в детстве, способствуют его успешности в дальнейшей жизни.
На различных возрастных этапах у детей необходимо сформировать:
1) Навыки личной гигиены
2) Навыки культуры еды
3) Навыки самообслуживания
4) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
3. Скопируйте и вставьте в Портфолио перечень культурно-гигиенических навыков для раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
РАННИЙ ВОЗРАСТ (2-3 года)
1) Навыки личной гигиены
- Формировать навык (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем
- Формировать навык с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком)
|
|
2) Навыки культуры еды
- Формировать навык во время еды правильно держать ложку и пользоваться салфеткой
3) Навыки самообслуживания
- Формировать навык при помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённом порядке
3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
- Формировать навык складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке
- Формировать навык поддержания порядка в игровых уголках, по окончании игры расставлять игрушки по местам
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)
1) Навыки личной гигиены
- Формировать навык мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, вешать полотенце на крючок
- Формировать навык с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской)
2) Навыки культуры еды
- Формировать навык пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой; во время еды правильно держать ложку, вилку и пользоваться салфеткой
- Формировать навык не крошить хлеб во время еды, не разговаривать во время еды
- Формировать навык благодарить после еды взрослых
3) Навыки самообслуживания
- Формировать навык при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённом порядке (расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках)
- Формировать навык замечать непорядок в одежде, устранять его с помощью взрослых
3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
- Формировать навык складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке
|
|
- Формировать навык поддержания порядка в игровых уголках, по окончании игры расставлять игрушки по местам
- Формировать навык помогать готовить материалы к занятию по просьбе взрослого
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
1) Навыки личной гигиены
- Формировать навык самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, после туалета
- Формировать навык самостоятельно приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской)
- Формировать навык при кашле и чихании закрывать лицо, отворачиваться
2) Навыки культуры еды
- Формировать навык во время еды правильно держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой
- Формировать навык брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать пищу, есть бесшумно
- Формировать навык благодарить после еды взрослых
- Формировать навык полоскания рта после еды
3) Навыки самообслуживания
- Формировать навык самостоятельно одеваться и раздеваться в определённом порядке
- Формировать навык с помощью взрослого чистить, высушивать свою одежду
- Воспитывать стремление быть аккуратным и опрятным
3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
- Формировать навык самостоятельно складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке
- Формировать навык поддержания порядка в групповой комнате, на прогулочном участке
- Формировать навык самостоятельной подготовки рабочего места к занятиям и его уборке после занятий
- Формировать навык дежурства по столовой с помощью взрослых
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 лет)
1) Навыки личной гигиены
- Формировать навык самостоятельно следить за чистотой тела, мыть в необходимых случаях руки, следить за чистотой ногтей, чистить зубы
- Формировать навык самостоятельно следить за опрятностью одежды, причёски и устранять непорядок во внешнем виде
- Формировать навык при кашле и чихании закрывать лицо, отворачиваться, пользоваться самостоятельно носовым платком
2) Навыки культуры еды
- Формировать навык во время еды правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), пользоваться салфеткой
- Формировать навык брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать пищу, есть бесшумно
- Формировать навык сохранять правильную осанку во время еды, благодарить после еды взрослых
- Формировать навык полоскания рта после еды
3) Навыки самообслуживания
- Формировать навык быстро и аккуратно одеваться и раздеваться
- Формировать навык с помощью взрослого чистить, высушивать свою одежду; ухаживать за обувью (протирать, чистить)
- Воспитывать стремление быть аккуратным и опрятным
3) Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке
- Формировать навык аккуратно складывать свою одежду при раздевании в определённом порядке, поддерживать порядок в шкафчике
- Формировать навык опрятно заправлять постель после тихого часа
- Формировать навык поддержания порядка в групповой комнате (вытирать пыль, протирать игрушки, поддерживать самостоятельно порядок в игровых уголках), на прогулочном участке (чистить дорожки от снега и опавших листьев)
- Формировать навык самостоятельной подготовки рабочего места к занятиям и его уборке после занятий
- Формировать навык дежурства по столовой с помощью взрослых